Главная » Ушомир » Ушомир в контексте истории Волыни

Автор: · Дата: 6 октября 2009 · 4 комментария

Залман Шкляр (г. Москва, Россия)

Ушомир в контексте истории Волыни

— посвящается семьям Фельдман,
чья родословная выходит из этого местечка-

 

Первые евреи-поселенцы появились на волынских землях еще во времена Киевского государства 1. Однако массово здесь они начали селиться после Люблинской унии (в 1569 г.), когда образовалось государство — Речь Посполитая. Это были евреи из Польши, которые до XV ст. жили в Германии, потому и называли себя ашкенази, поскольку старое название Германии на иврите-ашкеназ. Они принесли и свой язык идиш, которая была смесью средневековой немецкой с ивритом, обогащенная словами из польской и других языков, а также свои традиции, свою систему образования, самоуправления, любовь к семье и желанию выжить. Евреи оказались полезными для польского государства. Они способствовали созданию банковой системы и печатали первые бумажные деньги в Польше. Многие евреи служили управляющими поместьями, собирали налоги, были финансовыми советниками у шляхты, арендаторами и корчмарями и тому подобное.

Однако как одно из самых численных меньшинств Украины евреи сформировались лишь в конце XVIII- начало XX века, когда произошли деления Польши и значительная территория Правобережной Украины, заселенная евреями, вошла в состав Российской империи. Они жили в городах, местечках и селах, имели свою недвижимость в виде домов, шинков, мастерских. Занимались ремесленничеством, торговлей, ростовщичеством и тому подобное.

Евреи достаточно компактно жили в Юго-западном крае Украины, на территории которой царское правительство образовало три губернии: Киевскую, Волынскую и Подольскую. Отметим, что процесс административно-территориального деления был длительным и периодически испытывал значительные изменения. Так, сначала за указом Екатерины II от 23 апреля в 1793 г. было создано Изяславская наместница с центром в Изяславле. К его составу вошла территория ликвидированных Волынского и северной части Киевского воеводств. Впоследствии (в 1795 г.) наместницу переименовали на Волынское с центром в Новограде-Волынском. Но на этом изменения не окончились. В 1797 г. наместница была ликвидирована и за указом Павла II от 29 августа в 1797 г. образована Волынская губерния. Из 1804 г. ее центром официально стал Житомир. В составе губернии административно-территориальные изменения длились и дальше. Относительно постоянными они стали только с образованием в 1832 г. Юго-западного края. На это время Волынская губерния имела 12 уездов: Житомирский, Овручский, Новоград-Волынский, Старокостантиновский, Ровенский, Владимир — Волынский, Изяславский, Острозский, Дубненский, Кременецкий, Луцкий и Ковель. Такое административно-территориальное деление просуществовало до 1925 г. Каждый уезд разделялся на состояния, а состояния — на урядницкие участке. В свою очередь уезд разделялся на два мировых участка, каждая из которых состояла из нескольких волостей. Руководили уездами справники, а состояниями — сословные приставы, в которых помощниками выступали урядники. В 1884 году в губернии насчитывалось 48 состояний и 201 волость…

На протяжении многих веков территория Волынской губернии была покрыта лесами 2. Из юга на север, с запада к востоку через леса, рощи и дубравы, здесь несли свои воды большие и малые реки и среди них Припъять и Уборть, Случ и Тетерев, Ирша и Уж, Стир и Горинь. Человек всегда греб к рекам, богатым рыбой. Поэтому именно около воды вырастали города и местечки, в которых из второй половины XVI века начали селиться евреи, которые перебрались сюда из Польши. Их забавляла замечательная природа, мягкий климат, плодородная и богатая земля. Абсолютное большинство таких местечек расположено среди уютных рощ и лесов, над прозрачными реками и озерами, около живописных стремительных гранитных скал.

Местечки — это поселения, которые представляли собой что-то среднее между городом и селом. По большей части они находились на помещичьих землях или среди крестьянских земель, но их обитатели занимались не земледелием, а ремеслами и торговлей. Жили в местечках преимущественно евреи…

Относительно количества волынских местечек в конце XVIII ст. архивные источники не определяют их общего числа и обитателей в них. Представление о еврейских местечках, в которых действует большие общины, дают ревизские переписи или, как их тогда называли, «ревизские сказки». Первая ревизия — перепись населения Волыни была проведена в 1795 г., но по различным причинам не охватила всех жителей. Полнее стали ревизии 1811, и 1816 года. Так, согласно ревизии в 1816 г. в Житомирском уезде еврейские общины существовали в 14 местечках, в том числе и в Ушомире

Местечко Ушомир находилось на северном востоке Волынской губернии, и располагалось не берегах реки Уж, притока Припъяти, за 20 километров от Коростеня.

Существуют много разных мнений, когда и почему появилось местечко Ушомир, почему именно такое название оно имеет, остановлюсь лишь на наиболее интересном и заслуживающем серьезного внимания мнении 3.

Как известно около места, где находится это местечко, протекает речка Уж.  Вариант Уша для названия речки Уж, возможно, является более древней формой, которая была изменена по аналогии с названием известной рептилии. Такое предположение  как раз и могут подтвердить и название сел Ушица и Ушомир на Уже.

Отыскивая этимологию для слова ушы приходим к лат. usio, usus «обычай», «использование» и анг. use «употребление», «пользование». Таким образом, не исключено, что название реки происходит с тех времен, когда здесь проживали предки италиков пять тысяч лет назад. Обратив внимание на сходство второй части топонимов Ушомир и Житомир, находим др. англ. merae «граница», которое Хольтгаузен относит к лат. murus “стена” (AEW 4).Хотя у обоих топонимов можно легко найти украинские корни, отдаем предпочтение английской этимологии по той причине, что для первой части слова Житомир находим в древнеанглийском  scytta «защита», что логически подходит к значению «граница», тем более, что Житомир расположен как раз на южной границе территории ареала. Имеет  ли др. англ. scytta какое-либо отношение к греческому названию скифов, или это случайное совпадение, остается неясным. Другая оборонная граница проходила уже в районе Ушомира на самих подступах к Коростеню, который, вероятно, уже был столицей англов и в те древние времена.

Так или иначе, но первые официальные многочисленные упоминания об Ушомире относятся к концу XVII века. Например5, в 1683-1684 гг. казаки Палия и Захария Искри заняли имение Ф. Немирича (Горошки и Ушомир с селами) и стояли  там в течение почти 16 годов. В результате этого, шляхетское хозяйство было опустошено больше, чем после  татарского нападения ли «по войнам давним казацким»…

Т.е. это было уже сформированное местечко Житомирского уезда, которое принадлежало магнату Немиричу, которое в 1796 г. оно стало волостным центром. Тем не менее, в летописях 6 упоминается оно даже и в 1150 и 1151 гг. под именем Ушска или  Ушеска.

Можно сделать вывод, что нынешнее название «Ушомир» получил во время польского владычества. Уже тогда в местечке существовали церкви  православная и католическая, одна синагога, два кожевенных и один пивоваренный заводы, каменоломни лабрадорита и волынита.

В конце XVIII века здесь насчитывался 50 дворов с населением 530 человек. В центре местечка жилы евреи-мещане, которые занимались ремеслами и торговлей, а на околицах — крестьяне, основным занятием которых было земледелие и животноводство. Среди ремесленных занятий набрало распространения кузнечное, мастерское, гончарное, а также производство поташа. В это время действовали малые промышленные предприятия, в частности, рудник, на котором выплавляли из болотной руды железо, две винокурни, водяная мельница. Характерно, что на предприятиях использовался труд крепостных, евреи же были мастерами, которые отвечали за технологию производства.

С присоединением правобережных украинских земель к России проведением так называемых ревизий по учету податного населения можно проследить рост податного населения по всей Волыни и, в частности, и в Ушомире. Согласно ревизии 1816 г. в местечке насчитывалось 702 души, 13 из которых были приписаны к мещанскому состоянию, в 1843 г. — 898, 14 приписаны, а в 1850 г. — 905 душ, 15 – приписаны.

Разрасталось и именно местечко. В 1866 г. в Ушомире было уже 153 двора и 1731 чел. Возникали и новые предприятия. За 20 лет (с 1870 по 1890 гг.) здесь начали действовать два кожные, три смоляные, пивоварни и стекольный заводы, сукновальня, расширен кирпичный завод и гончарный цех. Почти на всех предприятиях работали евреи — от мастеров до рабочих. Часть промышленных предприятий принадлежала также евреям.

Росла и численность еврейской общины: если в 1847 г. у общин насчитывалось 1080 душ, то через полвека, в 1897 г. из 2381 житель евреи составляли 1754 души.

С отменой крепостного права в 1861 г. и проведением буржуазных реформ на Украине капиталистические отношения все больше стали проникать и жизнь каждого местечка Волыни. Везде появлялись промышленные предприятия, развивались ремесла и торговля…

В 1897 г. в 19 местечках количество евреев составляли от 1000 до 1300 чел. Среди последних были такие известны поселения, как Коростень, Костопиль, Олевск, Пулини (в настоящее время Червоноармийск), Емильчине, Янушпиль (в настоящее время Иванопиль) и др.

Евреи по большей части жили в центре местечка вблизи базара. Однако они часто строили свои жилища, где попало. Около их домов не было огородов, дворов с хозяйственными помещениями, плетней. Дома сооружались, так сказать, на живую нить. Помещение представляло собой маленькую глиняную коробку, будто бы всунутую в другую, — деревянную, которая была значительно больше, и над всем этим крыша из черепицы. Среди еврейских домов были и достаточно большие и крепкие, но немного, и они терялись, среди беспорядочной массы плохих жилищ, которые к тому же содержались достаточно грязно.

Как правило, еврейские дома были перенаселены…

Центральную роль в жизни еврейского местечка Ушомира, как и других,  играла синагога, которая служила молитвенным домом, ячейкой изучения иудаизма и местом собрания общины. Именно здесь решались все вопросы жизни общины. Распределение мест в синагоге имело социальную иерархию. Вдоль восточной стены сидели наиболее почтенные люди, раввин, знатоки Талмуда, зажиточные евреи, которые занимались благотворительными делами. Чем дальше от восточной стены ценность мест уменьшалась, а у западной стены размещался нищенский люд. При синагогах молодежь изучала Тору и Талмуд, сюда приезжали маггиды 7, которые выступали с проповедями.

Вообще, особенные условия жизни евреев Юго-Западного края наложили отпечаток на архитектуру синагог. Необходимость защищаться от татарских набегов, выступлений казаков заставили евреев превращать их в крепости. При польских временах власть способствовала укреплению синагог и позволяла сооружать их при условии, что они будут в то же время фортификационным пунктом. Так возник крепостной тип синагог с дозорными башнями, высокими парапетами на крыше и бойницами. Особой красотой отмечалась синагога в Новограде-Волынском, которая размещалась на пересечении улиц Школьной и Соборной. Это было кирпичное двухэтажное помещение кубической формы с полукруглыми окнами, которое напоминало крепость. Фасад синагоги украшали скульптуры двух львов. Для женщин была специальная галерея на втором этаже.

Если большие еврейские общины, начиная со второй половины XVI века, сооружали на Волыни каменные молитвенные дома, то в местечках возводились деревянные синагоги. По большей части это был прямоугольный сруб без всякой обработки, на который устанавливалась высокая двухъярусная кровля. Синагоги усадебного типа состояли из массивного сруба, на котором мостились друг на друге, уменьшаясь в размерах, несколько срубов, которые заканчивались двосхильной кровлей. К основному срубу примыкал прируб для сеней, над которым размещалось женское отделение. В начале XIX в. в губернии насчитывался 19 синагог…

Первые ревизии доказали, что значительная часть евреев по различным причинам не платила налоги, и при этом выяснилось, что многие евреи не имели фамилии. В начале XIX в. евреи даже в официальных документах подписывались только своим именем или именем и отчество. Поэтому в третьем разделе Положения в 1804 г. среди обязанностей евреев самый первый заключался в том, чтобы каждый еврей был прописан в местожительстве постоянного и должен был указывать во время прописки рядом со своим именем еще и прозвище. Такое требование предопределялось и тем, что раввины и писари неправильно или неполно записывали новорожденных к метрическим книгам, поэтому в разных документах фамилии евреев приводились по-разному, или писались двойными (например, Перель митер).
Так, например, и отчества родных братьев могли быть разными по написанию, но одинаковыми по смыслу, что приводило в дальнейшем к путанице. Например, в ревизиях Ушомира в 1916 г. в у родных братьев отчество могло быть как «Абрамов», так и «Аврумов». Часто в одних ревизиях указывали двойное имя отца, в других – только одно.

Так сложилось, что в течение длительного периода центром здравоохранения уезда был именно Ушомир, первые сведения о  котором появляются в ХІХ веке 8. Но ввиду того, что Ушомир был волостным центром только к началу ХХ века,  здесь до этого не было ни больницы, ни школы. Медицинской помощи, как такой, не существовало, хотя в народе были известны некоторые  методы предоставления помощи больным.
С развитием промышленности, ремесел, торговли, постоянно росло местечко,  росло его население. Если в 1866 г. в Ушомире было 123 двора и 1731 житель, то в 1911 году,  соответственно, 336 дворов и 2480 жителей.
Для того времени это было достаточно большое местечко. Для сравнения: в г.  Коростень на конец 1913 года проживало 3730 жителей. Однако медицинское обслуживание населения оставалось на  очень низком уровне. Лишь в 80-х годах ХІХ ст. в Ушомире начала действовать аптека. Сюда и обращались за помощью  больные. Аптекарь не только продавал лекарства, но и назначал их по своему усмотрению: широко использовались лекарственные  травы, из которых готовились несколько разновидностей микстур, а порошок марганцовки был чуть ли не основным средством  лечения.
В 1898 году земство начало строительство волостной больницы на 10 кроватей и амбулатории. Поскольку средств  выделялось очень мало, открытие ее затянулось до 1902 г. В больнице работал один врач и один фельдшер.
В 1911 году была открыта также участковая земская больница на 10 кроватей в г.  Коростене. В этой больнице  оказывали медицинскую помощь один врач, фельдшер, акушерка и медицинская сестра. Кроме этого, в городе работали 3  зубных врача, которые занимались частной практикой.
Работала аптека и 4 аптекарских магазина. Однако очень плохо была поставлена работа по предоставлению помощи беременным и  детям. Акушерок в районе не было, только одиночные родильницы доставлялись в больницу Коростеня, где была  одна акушерка, которая могла предоставить более-менее квалифицированную помощь. Родов в те дореволюционные времена было  немало. Так, в церковных книгах с. Бехи в 1909 году было зарегистрировано 113 новорожденных, хотя село имело  278 дворов.
Высокой была материнская и особенно детская смертность, свирепствовали инфекции, эпидемии, которые забирали  ежегодно значительное количество людей. Способствовали этому также голод, антисанитария, жесткие условия труда. С начала  Первой мировой войны положение трудящихся еще больше ухудшилось: на фронт пошли кормильцы, район стал  прифронтовой полосой, население было мобилизовано на строительство укреплений.
В начале января 1918 года в Ушомире установлена советская власть. Однако до июля 1920 года территория района  периодически находилась в руках немецких захватчиков, петлюровцев, войск буржуазно — помещичьей Польши. 
В 1919 году по всей Западной Украине прокатилась волна погромов евреев. Это событие коснулась и Ушомира 9.
В период с 11 по 21 марта, а потом 3 апреля бандиты Петлюры устраивали погромы в Ушомире, когда осуществлялся поход Петлюры из Коростеня на Киев. Эти погромы получили название «тихий погром».

Только 19 июня 1920 года войска 4-и кавдивизии Первой конной армии Буденного окончательно освободили Ушомир от  интервентов.
Советские органы считали медицинское обслуживание населения района важным заданиям. Поэтому по окончании  гражданской войны, в условиях разрухи, когда, казалось, важнейшим заданием было возобновление  хозяйства, советские органы значительное внимание начали уделять здравоохранению трудящихся. Уже в 1921 году  количество кроватей в больнице увеличились до 15, а в 1925 году началось строительство новой поликлиники.

В 1927 году была построена поликлиника, значительно улучшились условия труда медиков. Поликлиника имела несколько  кабинетов. Постоянно увеличивались количество больничных кроватей в стационаре. В 1940 году коечный фонд  Ушомирской больницы составлял уже 70 кроватей. Было открыто родильное отделение, Дом инвалидов гражданской  войны. Медицинскую помощь населению перед войной предоставляли 7 врачей и 14 работников среднего медперсонала.  Функционировала аптека. С целью приближения медицинской помощи к сельским жителям района (из 1930 г.  организовано Коростенский район, и Ушомирска больница стала районной) во многих селах были организованы  фельдшерско-акушерские пункты, а также колхозные роддома, где работали акушерки, которые принимали  роды (с. Васковичи, Бехи, Михайливка, Хотинивка, Стремигород, Ходоки, Лисивщина). Были открыты небольшие  участковые больницы в селах Лисивщина (10 кроватей), Дидковичи (построена в 1939-1940 гг. на 15 кроватей).

Что касается религиозной жизни в местечке, нельзя не приметить тот факт, что Ушомир являлся местом христианского отступничества уже в средине XVII века (40-е годы). 
В этом местечке существовала так называемая социнианская община.

Деятельность на просторах Волыни и Киевщины в конце ХVІ — первой половине ХVII века так называемых социниан — малоизвестная страница в украинской истории 10. Основателем этого радикально-реформационного течения считается итальянский эмигрант Фауст Социн (1539—1604), нашедший приют в Речи Посполитой и фактически возглавивший здесь протестантское движение «Польских братьев».

Социниане, в конечном итоге, пришли к выводу, что ум стоит над верой. Они отвергли основные христианские догматы, считая их «неразумными», в частности догматы о троице и боговоплощении. Отрицали приверженцы этого учения также существование пекла, идею первородного греха и роковой склонности человека ко злу.

Что касается еврейской жизни Ушомира,  то здесь необходимо также отметить, что среди известных ортодоксальных личностей местечка были выходцы из семейства Кипнис. Род Кипнисов являлся коренным в местечке, как, впрочем, и Фельдманов. По крайней мере, и те и другие уже фигурировали в ранних ревизских сказках.
Фамилия Кипнис фигурирует и как среди фамилий казенных раввинов Леви и Шая Кипнисы, при том последний еще в середине 70-х годов 19 века проводил часто обряды обрезания у новорожденных мальчиков, так и среди канторов. 
Так в семье кантора Пейсаха Шаи Кипниса и его жены Рухел 24 ноября в 1889 г. родился сын Левин — будущий известен израильский писатель, основоположник детской литературы, на иврите 11. Жил и творил Л.Кипнис долго — аж 100 лет и оставил после себя интересное литературное наследство.
Ему повезло учиться в школе искусств и ремесел в Иерусалиме, овладевать педагогикой в Германии, а из 1923 г. выкладывать в учительской гимназии в Тель-Авиве.

Надо сказать, что долголетним выходцем из Ушомира  был не только Л.Кипнис. По семейной легенде, один из представителей рода ушомирских Фельдманов прожил даже 116 лет. Этот человек никогда не болел, не испытывал зубной боли. Более того, он обладал даром предвидения даты и момента своей смерти. Когда подошло время умирать, он буквально выполз из дома во дворик. В это время во дворе его дочь (или внучка) развешивала белье на просушку. Она, когда увидела старца-отца, спросила его, — зачем он вышел во двор, лежал бы дома на лежанке с подушкой. На что долгожитель сказал, что хочет найти подушку под голову из травы во дворе, и не знает какая лучше подушка – пуховая или травяная. После этого он попросил дочь положить ему под голову побольше собранной травы во дворе и попросил позвать родственников. Когда родственники прибыли он всех благословил их жить в мире и согласии, сказал предсмертно «Шма Исруэль..», 12 закрыл глаза и умер…  
Надо сказать, что эту историю передавали из уст в уста не только ушомирские Фельдманы, но Фельдманы из Новоград-Волынского. Не понятным пока остается вопрос – кто конкретно это был, однако очевидно, что это человек жил в середине XIX века и умер он именно в местечке, а не в городе.

Важную роль в развитии еврейской музыкальной культуры сыграл — Менахем Кипнис, который родился в 1878 г. в семье кантора. Мальчик в 8 лет остался сиротой и его взяла на воспитание семья старшего брата Пейсаха,  который служил кантором в Ушомирской синагоге. Старший брат и стал первым учителем пения маленького, но одаренного Менахема. Еще мальчиком он начал петь в синагогальных хорах не только в Ушомире, но и во многих местечках полесского края. Дело в том, что его сильный и красивый голос нравился еврейской общественности и на подростка был значительный спрос.

В то же время он учился в Бейс талмит-тойрэ 13, много работал над самообразованием и внимательно прислушивался к советам брата. По окончании Житомирского хорового училища Менахем стал солистом у знаменитых канторов, с которыми ездил по городам и местечкам не только Украины, но и Литвы и Польши.

В 1900 г. молодой певец приехал в Варшаву, где принял участие в конкурсном отборе певцов к опере. По результатам конкурса его приняли в состав хора. Юноша стал первым евреем, которого приняли в состав императорской оперы и поставили солистом в хоре. Но вскоре стало ясно, что на большее не стоит надеяться. Некоторые источники объясняют этот факт неблагоприятными внешними данными певца: невысокий на рост, худенький, с лицом, обезображенным оспою. И, невзирая на все неприятности, опера сыграла большую роль в его музыкальном образовании и музыкальной эстетике и направила жизнь художника на путь музыкального критика. С тех пор М.Кипнис стал выдающейся фигурой среди еврейских музыкальных критиков.

Он стал постоянно печататься в разных варшавских газетах как на иврите, так и на идиши. Его статьям было присущее стремление соединять еврейскую культуру с мировой, хранить и развивать еврейское культурное достояние. Именно этим М.Кипнис качественно отличался от многих других критиков, которые видели будущее в ассимиляции и отходе от всего еврейского. В 1912 г. он опубликовал книгу «Прославленные еврейские музыканты», а в 1930 — «Хелмские истории».

В газете «Хайнт» у него был постоянный раздел, в котором еженедельно появлялись статьи автора. Писал Менахем не только о музыке. Достаточно рано у него появилось умение фельетониста. Именно фельетоны и юморески принесли автору широкую популярность в Польше. Сборники его юморесок можно было встретить в каждом еврейском жилище. Как вспоминал Левин Кипнис, Менахема называли польским Шолем-Алейхемом…

Можно еще долго рассказывать о том, как проходила жизнь разных выходцев из Ушомира. Факт остается один, а именно: все евреи, которые проживали в Ушомире, были ортодоксальными хасидами. Дети, получившие традиционное духовное воспитание в ортодоксальной среде – как губка впитывали в себя те принципы, которые не позволяли сломать их национальный стержень в послереволюционный период. А таере нешумэ14 – это незыблемая ценность, которая неразрывно связывала евреев Ушомира с Б-гом!

 


1. О.М. Иващенко, Ю.М. Полищук. Евреи Волыни. Конец XVIII- начало XX века. Житомир, Изд-во «Волынь», 1998 г. Раздел 1. Образование губернии и формирование черты оседлости.
2. О.М. Иващенко, Ю.М. Полищук. Евреи Волыни. Конец XVIII- начало XX века. Житомир, Изд-во «Волынь», 1998 г. Раздел 2. Роль местечка в жизни волынского еврейства
3. В.М. Стецюк. Следы древнего населения Украины в топонимике, Львов, 2002 г. 
4. AEW — Altenglisches Etymologisches Worterbuch von F. Holthausen. Heidelberg. 1974. Древнеанглийский этимологический словарь.
5. О. Оглоблин. Гетман Иван Мазепа и его дни. Р. 4 Гетман Мазепа и Правобережная Украина. Ч.1  Правобережная Украина в конце XVII — начала XVIII столетий. 2-е доп. изд-е, Нью-Йорк — Киев — Львов — Париж — Торонто, 2001
6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
7. Маггид – проповедник (иврит)
8. 3. М. Парамонов, В. К. Головаков, В. Д. Парий, В. И. Шатило, В. И. Хренов.  История развития здравоохранения на Житомирщине. III. История становления и развития медицины районов и городов области. Коростеньский район. Монография. Управ-е охраны здоровья Житомирской областной государственной администрации, Житомир, 2007 г.
9.  Н.Полетика. Воспоминания. Ч.1. Молодость. Университет. Мировая война. Из прошлого нашего рода. Москва (подпольная перепечатка эмигрантского издания), ок.1978 г.
10. П. Кралюк. На границе веры и разума социнианство на Волыне и Киевщине. «Зеркало недели», № 26 (501), 3-9.07. 2004
11. О.М. Иващенко, Ю.М. Полищук. Евреи Волыни. Конец XVIII- начало XX века. Житомир, Изд-во «Волынь», 1998 г. Раздел 3. Выдающиеся представители образования, науки и культуры, — уроженцы Волыни
12. «Шма Исруэль…» — молитва «Слушай, Израиль…» — основная молитва евреев, произносимая в моменты опасности, в том числе, перед смертью.
13. Бейс талмит-тойрэ – Дом, где изучали Талмуд и Тору (идиш)
14. А таере нешуме – дорогая еврейская душа (идиш)

Рубрика: Ушомир · Запись имеет метки: ,  

Рекомендую еще почитать:

Оставить комментарий или два

Ответьте:

Комментарии

  1. 2
    Ольга says:

    Большое спасибо за такую замечательную статью, спасибо, что поделились… Предки моего мужа жили в местечке Лещино (под Житомиром), узнала много нового об истории этих мест!

  2. 1
    natalia says:

    Безумно интересно.Читала и завидовала,что не могу узнать,окуда же пошла моя ветвь Ушамирских.Остается утешаться тем,что хотя бы нашла этот городок на карте.

    • 1.1
      Zyama says:

      ну, чтобы искать генеалогию нужно: а) запастись терпением б) определёнными денежными средствами. Кроме того, есть генеалогические агентства, которые могут Вас проконсультировать за небольшую плату — как искать и где документы по вашим предкам. Например, генеалогическая служба

подтвердить родство, документы подтверждающие родство, установить родство   кантонист пантофель старинные карты картография генеалогия kamenny brod Коростень perelmiter schydlower shidlower ревизские сказки хевра кадиша еврейские фамилии идиш архивы Украины старинные фотографии еврейские имена мацевы гетто еврейская генеалогия перепись населения евреи фаянсовый завод Зусмана реббе шидловер пинхасик шоа иудаизм фото Каменный брод звил хасидизм клецк списки погибших в погромах шкляр слуцк холокост каменнобродский завод резник Ушомир история евреев Барановская фарфоровая фабрика погром новоград-волынский погром в Каменном броде Eмильчино Фельдман барановка каменный брод лангер перельмутер