Главная » Барановка » Дневник кантониста 1912 года

Автор: · Дата: 6 октября 2009 · 17 комментариев

Говорить о том, что судьба кантонистов царской России изучена досконально не приходится, потому что кроме документов о рекрутских наборах, в которых стоят лишь «немые» фамилия и имена малолетних еврейских детей, в государственных архивах фактически ничего и нет. Поэтому большой интерес представляют документы личностного характера евреев, которые прослужили кантонистами и поделились своими воспоминаниями со своими родными и близкими. Тем более, что если такие бывшие кантонисты отразили все события документально, например, в личном дневнике.

Меня, как человека занимающимся много лет еврейской генеалогией в Украине и Беларуси, больше интересовала история еврейских местечек (штытл) откуда родом мои предки по фамилии Лангер. Такими местечками оказались Каменный Брод и Барановка. Эти местечки находятся недалеко от Новограда-Волынского, Житомирской области в Украине.

Исследовав род Лангер в архивах. Я наткнулся на документы, в которых указывались родственниками семьи Лангер евреи по редкой фамилии Пантофель. На протяжении многих десятилетий Пантофели проживали в семейном доме Лангеров.  Сам «генеалогический узел», который подтверждает связку Патофелей и Лангеров пока найти не удалось, исследования в этой области еще продолжаются, но предположительно можно сделать вывод, что одна из женщин семьи Лангер стала женой одного из Пантофелей, и по старой еврейской традиции зять стал проживать в доме тестя, чтобы учиться Торе.  Так или иначе, Пантофели были родственниками Лангеров и это было «черным по белому» написано в ревизских сказках.

В одном из архивных документов мною была обнаружена запись, что некого Аврума Мордковича Пантофеля (1839-29.04.1922 гг ) забрали в рекруты, а его брат остался проживать у Лангеров дальше. Мне удалось найти потомков этого Аврума (а  также потомков его родного брата Тевия Пантофеля, чьи потомки сейчас носят видоизмененную фамилию – Пантофельман) и я узнал, что Аврум Пантофель оставил после себя дневник, когда он был кантонистом.

Мне удалось, благодаря Алексею Нечецкому (США), потомку Аврума, ознакомится с этими документами. Если бы не поддержка Алексея – то «первоначальное» лицо дневника не учитывалось бы при исследованиях, на него бы никто не стал обращать должного внимания. И вот почему…

Расскажу пару слов об этом дневнике: есть две версии дневника. Первая версия – это рукописный текст. Он составлен в 1912 году. Уровень распознания текста очень сложный. Автор писал его, перечеркивая некоторые выражения и слова, подбирая другие. Но тем он и ценнее кажется, ведь мысли автора тогда более «детально» можно уловить читателю. Вторая версия дневника – это отпечатанная на пишущей машинке через копировальную бумагу. Она более поздняя, как я предполагаю, составленная в конце жизни Аврума Пантофеля (т.е. через 10 лет после рукописной версии дневника. Но необходимо отметить, что вторая версия дневника  — это искаженный, так сказать «адаптированный» текст, который в некоторых деталях отличается от первой версии текста. 

Например, как утверждает в свой статье г-н Галич (один из потомков Аврума Пантофеля) «…Фамилия была не моя, и поэтому я стоял смирно, не отзываясь. Выкликнули еще раз – я не шевелился. Один взрослый рекрут, сообразив, в чем дело, шепнул мне: «Это тебя вызывают и фамилия твоя теперь – Пантофель»…»

На этом основании вообще ставиться под сомнении вообще происхождение Аврума. Т.е. получается, что он был не из рода Пантофелей, а «подменным» ребенком. И это является большой ошибкой и вот почему…

В рукописной версии дневника указан иной смысл: «…Выкликали меня Аврум Мордухович Пантофель. Фамилию мою я не знал, а потому я не откликнулся и стоял смирно, как вкопанный. Повторили выкликание другой раз, я все с места не шевелился. Но один взрослый рекрут сказал мне, что твоя фамилия Пантофель иди в присутствие…»

Из это видно, что Аврум просто не знал свою фамилию,  а не отрицал ее, и что другой рекрут только подтвердил, что фамилия Аврума «Патофель». Не новая!

Кроме того, в дневнике Аврум перечисляет важные факты семьи, где он родился, своих родных, — брата Тевия, упоминает когда умер его отец,  указывает год свое рождения, имена сестер… Все эти факты подтверждаются ревизскими сказками из архивов, в которых точно указаны и года и имена членов семьи Пантофель, а также в этих документах сам указан Аврум. Безусловно, если бы Аврум был из другой семьи, он не мог бы сообщить такие подробности о семье Пантофель. Поэтому очевидно, что Аврум был самым настоящим Пантофелем и никем другим!
Естественно, я решил расшифровать первоначальный – письменный вариант текста.

Условно дневник можно поделить на три временных периода: период жизни Аврума Пантофеля до рекрутского набора в Житомире, жизнь Аврума, когда он был рекрутом и период «посткантонистский»  в Омске.

Так как меня больше интересовала история Барановка, откуда идут мои родословные – то я расшифровал «первый период» дневника.
На суд читателя выносится текст без искажений, со всеми правками автора, чтобы можно глубоко оценить историческую значимость этого периода и эпизодной жизни евреев местечка Барановка.

Аврум Мордухов Пантофель (1839-29.04.1922 гг)
1912 г., Россия, Омск

Дневник кантониста

Материал и авторские права — Алексея Нечецкого (США)
Расшифровка оригинала и комментарии – Залмана Шкляра (Россия)

Публикуется в сокращенном варианте в соответствии с оригиналом текста и правками автора дневника.

 

Родился я в местечке Барановка ныне Волынской губернии Новоградволынского уезда. В каком году не знаю трудно сказать но могу только предположить, что в 1839 году 1

Когда мне было минуло от роду 1 год я лишился своего родителя2 , и о том, сколько время мать моя3 вдовствовала, тоже не известно не известно мне сколько время мать вдовствовала, но вышла в замуж за другого, но могу предполагатью, что обвенчалась она, что когда мне было от роду 8 лет или 7 лет тогда она вступила во 2-ой в брак с ремесленником портного мастерства Пинхосом Коритом. Я же остался после. Был у меня еще старший брат Тувье4 и две сестры Ханна-Лея и Ента. Я и сестры воспитывались уже у второго отца Пинхаса Корито, а брат старший Тувья5 не знаю где он воспитывался так как с нами его не было6 , у второго отца его не было тоже были дети 2 дочери у второго отца Гитель и Цилья с которыми воспитывались вместе мирно и дружно. Учился я в хейдере 7 хорошо в зимние ночи преимущественно переводом Пятикнижия Моисеева8 с древнееврейского языка9 . Меламед 10 занимался со мною и прочими учениками почти до 11 часов ночи. В этот период времени родился у матери еще один сын Давид, а когда минуло мне от роду 9 лет, я уже перестал ходить в хейдер и поступил батрачить на фаянсовую посудную фабрику качестве поденьщика11 . Первые два месяца я зарабатывал по 10 копеек в день, и затем по 12 коп. Прошло время немного не больше года в одно прекрасное время в Августе месяце 1852 года не помню число и день от утомительной работы на фабрике часов в 12 ночи при крепком сне в избе на печке от утомительной работы на фабрике я был разбужен соцким в присутствии сдатчика в рекрут и еще при каких-то двух лицах был и взят с печки соцким на руки как маленького ребенка со словами сдатчика, был поставлен, — «Пойдем, Аврумка, ко мне спать».12 Я заплакал и не понимал в чем дело и для чего меня берут13

Так как я по русски ничего не понимал поэтому я со сдатчиком начал говорить по еврейски зачем соцкий хочет унести меня к себе спать, мне скоро надо вставать надо будет на работу; но тот ничего мне не ответив а вместо ответа приказал нести меня к соцкому домой и сам же вскоре скрылся.

Соцкий исполнив приказание взял меня на руки и меня же принес соцкий меня к себе домой. Не помню, что подостлал на песчаный пол, кажется соломы, указал мне ложиться спать. Не знаю, где была в это время мать, дома ее не было. На другой день я узнал, что она бегала в это время хлопотать в Кагальном обществе об освобождении меня, но ничего она не смогла добиться в пользу моей. Я же лег по указанию соцкого спать на подостланной соломой пол, а соцкий в свою очередь сел напротив в качестве караульного. Я притворился спящим, полагая, что как соцкий уснет то убежать убегу обратно домой, но все попытки к побегу домой не удались соцкий всю ночь меня караулил. Утром привели в квартиру его же соцкого еще одного мальчика годами двумя старше меня, и тот час же на его и мою ногу надели кандалы, сцепив ими нас обоих через оцепив над ими нас двух обоих. Через некоторое время еще привели 4х мальчиков разного возраста, которые тоже были сцеплены одними кандалами по 2 человека14 и в квартире соцкого стало уже тесно. Квартира в ожидании еще рекрутов. Ловильщики то и дело приводили новых рекрут. На жаргонском еврейском языке называли ловильщиков «Хаперс». То и дело стали приводить все новых так что потребовалось увеличение кандалов, стражи и квартира более свободная. Квартира, где помещались рекруты называлась тогда «сборней». Все что потребовалось, все было исполнено15 .

Нас перевели в другую свободную квартиру, увеличив стражу так, что в новом по переведенном помещении нас рекрутов оказалось человек 14 при 4х наемных стражников.

Пищу носили нам от Кагального общетсва, более всего крупник, который на жаргоне называли «кукиш». Были некоторые рекруты взрослые лет 15-ти 16-ти браковали обеды этого кукиша, ломали глиняные горшки, требовали обеды лучше.

Выше я писал упоминал о ловильщиках рекрутов, т.е. «хаперс». Нужно познакомить читателя какие люди были эти ловильщики Хаперс. Читателю непонятно, какие это были люди – ловильщики и какую роль играли они во время тогдашних рекрутских наборов? Об их следует считаю не лишним читателя познакомить. С 30-х годов прошлого столетия16 начали брать евреев в военной службы. У евреев существовали Кагальныя общества в городах, так и в местечках. Эти В кагальное общество выбиралось по одному члену в качестве сдатчиков, т.е. на их обязанность лежало, что потребное количество рекрут в каждом обществе они должны были собрать и сдавать их в солдаты. В случае негодности кого-либо из рекрут, то они должны были заменить другими лицами более здоровыми и способными для к военной службы. Обычай был тогда у евреев такой, что как только услышали распоряжение правительства о наборе рекрут, то все взрослые подлежавшие отбыванию очередную воинскую повинность убегали из своих жительств в другие города, местечки и деревни и скрывались там, как кто мог. Этим скрывательством общественные сдатчики были поставлены в отношении сборов требуемого количества очередных рекрутов в самое затруднительное положение. В виду этого по распоряжению Правительства вместо убегавших взрослых запленялись брали их братьев, совершенно малолетних, начиная с 10 лет, но отдавались и десятилетние. Но были даже случаи и малолетние убегали и скрывались. Этот обычай вносил в еврейских обществах ужасные злоупотребления, члены сдатчики имели по несколько наемных ловильщиков «хаперс», которым платили за каждого пойманного рекрута по высокой условленной цене. Хаперс это люди были люди самые безнравственные, безжалостные, с каменными сердцами. Кроме сдатчиков их нанимали богачи, у которых на очереди стояли сын их сыновья, чтобы поймать каких-нибудь чел молодых человека людей вовсе других обществ и городов, которых называли пойманниками, и таких несчастных схваченных оказывалось много, которых хватали отправляли в сборни, заковывали в кандалы и сдавали в солдаты преимущественно за сыновей богатых, раввинов, резак17 и богатых с присвоением им фамилий последних. Эти первоклассные общественники платили ловильщикам «хаперс» большие за пойманников суммы, тогда дети равинов, резак и богачей вовсе почти в военной службе не служили.

А служили только дети из бедных семейств, сироты и вышеописанные пойманники. И все это за беззаконные действия варварства общества и богачи оставались без наказанности.

Познакомив читателя с ловильщиками, теперь вернусь к сборням где находились рекрута и пойманники. В сборне все рекрута, где я находился среди прочих рекрут вели себя прилично: 3 раза в день молились усердно молились Богу18 , а псалмы Давида19 прочитывались все главы с начала до конца по несколько раз в день. Сидели мы с месяца в сборне, потом на лошадях увезли нас в уездный город Староконстантиновск. По прибытии туда с нас сняли кандалы и представили в рекрутское присутствие, где начали свидетельствовать в годности и негодности в Военной службе. Выкликали меня Аврум Мордухович Пантофель. Фамилию мою я не знал, а потому я не откликнулся и стоял смирно, как вкопанный. Повторили выкликание другой раз, я все с места не шевелился. Но один взрослый рекрут сказал мне, что твоя фамилия Пантофель иди в присутствие. Меня проводники заставили раздеться и провели меня в присутствие. Доктора освидетельствовали признали здоровым и годным к военной службе, махнули рукой в знак годности и те же провожатели повели меня обратно к одежде, а потом к цирюльнику. Не знаю почему, взрослым рекрутам, оказавшихся по освидетельствованию годными вскрикивали Лоб, а которые оказывались негодными вскрикивали Затылок. Тех и других приводили к цирюльнику для острижки волос, которым кричали Лоб он начинал стричь волосы со лба, а которые кричали Затылок т.е. негодный, того начинали стричь с затылка. С этими правилами меня познакомили взрослые рекрута. Меня же как привели к цирюльнику, он начал стричь мои волосы со лба. Я громко начал плакать, так что к цирюльнику подошел сам председатель рекрутского присутствия. Спросил меня что я плачу. Но как по русски я ничего не понимал, я ответить не мог и продолжал все во все горло реветь. Цирюльник был еврей, он поручил ему чтобы он спросить меня о чем я так плачу, он меня спросил, я ему ответил что как же мне не плакать когда бреют стригут меня в сол такого маленького в солдаты. Цирюльник передал преседателю мой ответ, который улыбнулся и ушел в присутствие. В этот день присутствующие отцы и матери при забритии в солдаты своих их маленьких сыновей, в особенности матери падали в обморок с которыми кое как едва могли отваживались и приводить в сознание. В последствии их не стали уже допускать уже находиться в присутствии, но они и на улице узнавали результаты своих сыновей и так же с трудом отваживались с ними от обморока и на улице. Всех оказавшихся годным в солдаты отвели нас в солдатские казармы где пробыли несколько дней. Потом отправили нас на подводах в Житомир. По прибытии туда, нас поместили в одной из казарм, где находились под строгим караулом, так как до прибытия нашего было уже несколько побегов. В Житомире был сборный пункт и там распределяли взрослых т.е. 18 летних прямо в войска на службу а малолетних, начиная с 10 до 18 лет в кантонисты. Из Житомирской губернии назначали по набору 1852 года в кантонисты 2 партии приблизительно по 300 челов. в каждой в г. Тобольск и 2 партии в том же количестве в г. Томск. Я угодил в 1ую партию в г. Тобольск. До отправления ее мы находились все в казармах. К другим Перед отправкой нас с Житомира к некоторым рекрутам приехали из местечек в Житомир для проводить своих сыновей назначенных в дальний путь в Сибирь. С одной моя мать послала мне Из них одна женщина привезла мне от моей матери на дорогу один серебряный рубль.

Заказала, что ей самой по домашним обстоятельствам не оказалось возможность приехать проводить, но пожелала счастливой пути и наказала не изменять религии, не забывать Бога и быть верным сыном Израилева20 . Я принял рубль довольно поплакал и через несколько дней приблизительно в Октябре месяце на подводах отправили 1ую партию в город Тобольск…


1 В дневнике эта дата неоднократно переправлялась автором. Например, с 1939 на 1949. Однако исходя из данных ревизской сказки по Барановке – его отец умер в 1842 году.
2 Имеется ввиду Мордух Пантофль (1807-1842 гг)
3 Предположительно матерью автора дневника была Товба-Гинеся (1824/26 г.р.) дочь Аврума-Берко Лангера (1790-1836 гг). Так или иначе, но в ревизских сказках Барановки Пантофели все указывались, как родственники Лангеров (начиная с Мордуха Пантофеля). Очевидно, что какая-то женщина из рода Лангеров вышла замуж за представителя рода Пантофелей. По еврейским традициям принято было, что зять воспитывался в семье шурина. Отец жениха его содержал, учился с ним и т.п. Поэтому это могла быть либо жена Мордуха Пантофеля (1807-1842 гг.), либо его мать – Ента (1767 г.р.)
4 Тевия Пантофель, 1829 г.р.
5 В ходе генеалогического исследования выяснилось, что у Тевия родился сын Юдко. А у Юдки сын Тевия, названный в честь деда. Потомки линии Тевия Пантофеля выехали из Барановки и изменили фамилию на Пантофельман, но не смешались с другими народами. Современное поколение поддерживает некоторые еврейские традиции и семейные обычаи. Тем не менее, Тевия Юдкович стал весьма успешным торговцем, не смотря на свое еврейское происхождение. Он похоронен недалеко от Умани.
6 Исходя из данных ревизских сказок по Барановке Тевия Пантофель оставался воспитываться в семье Аврума-Берко Лангера (1790-1836 гг), а потом проживал в этом же доме вместе с семьей его сына – Михелем Лангером (1826 г.р).
7 Еврейское религиозное учебное заведение для мальчиков.
8 Тора – Пятикнижие Моше
9 Скорее всего, имеется ввиду арамейский язык, на котором написан Талмуд
10 Еврейский учитель по иудаизму
11 Фабрика Мейзера. Фабрика основана, приблизительно, в 1802-1804 гг. На этой фабрике работали в основном евреи. Изначально, при открытии фабрики владелец привез еврейских работников-специалистов из Корца. Может быть, среди них были и Лангеры и Пантофели…
12 Вариант первого печатного экземпляра текста. На оригинале эти слова разобрать не удалось. Допускаю, что их и не было, т.к. в дальнейшем автор пишет, что по-русски ничего не понимал, а слова сдатчика были произнесены по-русски.
13 Вариант первого печатного экземпляра текста. На оригинале эти слова разобрать не удалось.
14 Итого по Барановке в этот день взяли 6 рекрутов.
15 Текст последних двух предложений приведен с первого печатного экземляра текста. На оригинале эти слова разобрать не удалось.
16 Т.е. дневник написан уже в начале 20 века.
17 Резак – шойхет (ивр.). Резчик мяса животных и птиц, разрешенное для употребления в пищу в соответствии с правилами иудаизма.
18 Имеется ввиду молитвы «Шахарис» (утренняя молитва), «Минха» (дневная), «Маарив» (вечерняя).
19 Псалмы Давида (Тегелим). Читаются религиозными хасидами с целью, чтобы были отменены все посланные испытания.
20 Один из самых больших грехов в иудаизме – изменить вероисповедание. По еврейскому закону еврей должен пожертвовать жизнью, но не изменить веру. Судя по реплике наказа матери автора – они воспитывались в ортодоксальной еврейской семье с незыблемыми принципами веры.

Рубрика: Барановка · Запись имеет метки: , , , , ,  

Рекомендую еще почитать:

Оставить комментарий или два

Ответьте:

Комментарии

  1. 5
    Наталья says:

    Здравствуйте!
    Моя прапрабабушка Рива Моисеевна(~1846 г.р.) в первом браке была замужем за Алтером Пантефелем, кантонистом, рядовым барабанщиком Томской роты, родом из Волынской губернии.
    В Томском архиве нашлись метрические записи о рождении их двоих детей: сын Гершен (23.08.1862 г.р.) и дочь Маше (24.11.1864 г.р.).
    Алтер Пантофель был найден убитым в июле 1864г. в возрасте 26 лет, за пять месяцев до рождения дочери. Найдена метрическая запись о его смерти.

    Интересно узнать был ли в родстве Алтер Пантофель и Аврум Пантофель. Если у Вас есть посемейные списки семей с фамилией Пантофель, могли бы Вы посмотреть в них имя Алтера Пантофеля?
    Надеялась найти в РГВИА в списке Томской роты военных кантонистов за 1857г. сведения об Алтере Пантофеле, но к сожалению не нашла его имя в этом списке. А имя Аврума Пантофеля нашлось в списке Тобольской роты военных кантонистов за 1857г. У меня есть фото этой записи, при необходимости, могу прислать.
    Хотелось бы узнать судьбу детей моей прапрабабушки Ривы и Алтера Пантофеля.
    Прапрабабушка второй раз вышла замуж за моего прапрадедушку Меера Ферделя (~1834 г.р.), который тоже был кантонистом Томской роты, родом из м. Любира, Новоградволынского уезда, Волынской губернии. В посемейном списке Меера Ферделя за 1874г. (в Томске) не значатся имена детей от первого брака прапрабабушки. Надеюсь, что они не умерли, а возможно были переданы на воспитание родственникам. Может быть у Вас есть сведения об их судьбе…
    Заранее благодарю!
    С уважением, Наталья

    • 5.1
      Zyama says:

      Здравствуйте Наталья. Озадачили Вы меня 😉 Вообще Пантофель редчайшая фамилия даже среди евреев прошлого. Это не Фельдман с Рабиновчем ;-). Посмотрел свои документы по этой линии. Ваш родственник Алтер Пантофель (прибл. 1945 года) не фигурирует среди евреев местечка Барановки, среди моих родственников. Тевия и Аврум Пантофлели (братья) приблизительного такого же возраста, как ваш). Их отец — Мордко (Мордехай) Пантофель (1807 — 1842 гг). Но вопрос не в этом… Дело в том, что очевидно, что они были не одни мальчики в многочисленных семьях. Для того, чтобы понять к какой линии (если) принадлежал Алтер, надо понимать хотя бы его отчество… Уточните. Ну и главное — место его рождения… Все может быть… Дайте знать!
      Вы с РГИА сами работаете? Тоже хотел бы кое-что посмотреть…

    • 5.2
      Наталья says:

      Добрый день! Спасибо за ответ. К сожалению, я не знаю точного места рождения и отчество Алтера Пантофеля. Известно только то, что он был из Волынской губернии. И, скорее всего, прибыл в Томск среди группы мальчиков -кантонистов из 350 человек в 1854 г. В этой же группе был и мой прапрадедушка, Меер Фердель. Узнала я об этом из воспоминаний Герцеля Цама, описанных им в 1909 году в Истории возникновения Военно-молитвенной солдатской школы (Солдатской синагоги) в Томске. Можно найти скан этой брошюры на сайте электронной библиотеки Томского гос. университета, вот ссылка: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000467723

      Подскажите, пожалуйста, за какие года у Вас есть документы о Пантофелях из Барановки. Хочу обратиться в Гос архив Житомерской области. Я им вчера звонила. Сказали, что у них есть посемейные списки, ревизские сказки еврейских семей Барановки, начиная с 1816 года.

      Списки Томской роты и Тобольской роты военных кантонистов я сама смотрела в Рос. Гос. Военно-Историческом архиве (РГВИА). С РГИА, который в СПб, общалась только дистанционно.

  2. 4
    Григорий Галич says:

    То, что мой дед не знал своей настоящей фамилии — это досужая выдумка т.Шкляра. Дед пишет в дневнике, что с 9 лет работал на фарфоровой фабрике в Барановке, там он числился в списках и получал свою зарплату по ведомости, так что не мог не знать своей фамилии. А не откликнулся он на фамилию Пантофель потому, что дейсвительно не знал ее. Дело в том (о чем пишет дед и в дневнике), что состоятельные евреи, спасая своих детей от рекрутчины, подкупали «ловильщиков» и те вместо них забирали детей из бедных семей, а дед был полусиротой из многодетной семьи. Для «ловильщиков»главным было — представить нужное количество еврейских детей, и они с этим справлялись. Т.о. дед стал кантонистом , вероятно, вместо сына какого-то торговца или раввина по фамилии Пантофель. Дед мой старше меня на 100 ле, т.к моя мама Брайна стала 9-м ребенком в семье, когда деду исполнилось 60, а меня она родила в 40 лет. Я имею полинник дедушкиного дневника и, кроме того, очень много о его жизни мне рассказали в свое время мама и дядья. Так что свои выкладки т.Шкляр может оставить при себе. А приобретенную фамилию Пантофель с честью несли потомки деда и известной ее сделала моя двоюродная сестра Дебора. Хочу еще дополнить Википедию тем, что в 1994 году, когда Деборе исполнилось 90 лет, Ельцин присвоил ей звание Народной артистки России. Когда мы праздновали у Деборы в Москве ее 90-летие, позвонила ее добрая подруга Мария Миронова и сообщила, что Ельцин только что присвоил своим указам звание «Культурное достояние России» ей, Деборе, Георгию Женову и Зиновию Гердту. Григорий Галич, самый младший внук кантониста Абрама Пантофеля

    • 4.1
      Григорий Галич says:

      Кстати, на фотографии моя мама сидит на руках у бабушки Зисли

    • 4.2
      Zyama says:

      Вот я думал, одобрять комментарий г. Галича или удалять его. В результате — одобрил.Почему? Потому, чтобы показать какая у г.Галича каша в голове.
      В результате этой каши он сам противоречит фактам, указанным в дневнике Аврума Патофеля (о них я писал ранее, выше и повторять эти факты не буду). Я остановлюсь только на том, что можно считать фактами, а что нет. Факты — это документы. В данном случае: ревизские сказки с указанием всех членов семьи Партофель, о которых писал Аврум Пантофель в своих мемуарах. Эти документы (и дневники и посемейные списки) тождественны по следующим параметрам: все имена братьев совпадают, как и отчества, годы рождения совпадают, места рождения и т.д. Следовательно Аврум Пантофель (если бы он был ‘не настоящим’ Пантофелем’) придумать эти факты не смог. Это очевидно.
      Фактом можно и назвать ‘свидетельства’ родственников не прямой линии. В данном случае — воспоминания потомков родного брата Аврума, которые подтверждают, что их предки и Аврум были знакомы и они встречались в Омске.
      И в заключении, мне жаль, что у г. Галича не хватает духа просто ‘извиниться’ и написать мне об этом напрямую. И продолжает гнуть линию ‘все дураки, кроме меня’.
      Больше я его комментарии размещать не буду, без его извинений.

  3. 3
    Анна says:

    Добрый день,
    С большим интересом прочитала расшифрованные вами воспоминания. Они вызывают большой интерес, поскольку мой предок Леонтий (Леон) Пантофель также был кантонистом, правда ему пришлось воевать на Крымской войне (1853-1856), после которой он воспользовался дарованным кантонистам правом и остался жить в Севастополе. История нашей семьи начинается именно с этого времени, до этого момента — ничего неизвестно, — мы не знаем откуда Леона забрали в рекруты и откуда он родом. Я не думаю, что Леон Пантофель и Аврум Пантофель родственники, но фамилия Пантофель довольно редкая, и, возможно они могут оказаться «соседями», происходить из одного местечка. Не могли бы вы подсказать, какие архивы Украины (России) могли бы помочь в такого рода поисках? Спасибо ))

    • 3.1
      Zyama says:

      Здравствуйте!
      Действительно, Пантофель достаточно редкая фамилия. Уверен, что вашего предка звали от рождения не Леон, а скорее всего Лейб (или Гирш-Лейб). Вопрос откуда он был родом какое у него было отчество.

      • 3.1.1
        Анна says:

        Да, я согласна, что искать надо имя Лейб Пантофель. А в каких архивах Украины хранятся ревизские сказки Волынской губернии Украины?
        Спасибо, Анна

  4. 2
    Лазарь Сайдаковский says:

    Певица и актриса Пантофель-Нечецкая вщ время своих гастролей в Ленинграде часто бывала (и ночевала() в нашем доме на углу Театральной площади и канала Грибоедова. Я в те годы учился в начальной школе, но помню её визиты, а также то, что говорилось во время общего застолья: насколько я понимал тогда, г-жа П-Нечецкая имела какое-то родственное отношение к родителям моей матери, чья девичья фамилия — Брегман, а её матери — Фишилева. Поскольку никого из моего старшего поколения уже давно нет в живых, может быть вы сможете подсказать каким образом я мог бы экстра-интерполировать упомянутое родство, а также, быть может, и другие генеалогические линии моей семьи? Заранее благодарю, ЛС.

  5. 1
    Екатерина says:

    Скажите, Соломон Абрамович Пантофель не сын ли героя Вашего рассказа?
    Он работал в эвакогоспитале № 888 в Петровск-Забайкальске в годы войны главврачом.
    Мне интересна его дальнейшая судьба.
    Вот здесь http://www.petrovsk.com/forum/threads/89-Великая-Отечественная
    материал об этом госпитале

    • 1.1
      Zyama says:

      Скорее всего сын. Все его дети «осели» в Омске. С некоторыми родственниками-потомками я знаком.

    • 1.2
      Виктор says:

      Соломон Абрамович последние годы прожил во Львовской обл. Курорт Моршин, там и похоронен. Я его называл дедушка, интереснейший человек! Если что-то интерисует спрашивайте.

    • 1.3
      Григорий Галич says:

      Уважаемая Екатерина! Вынужден ответить Вам отрицательно, т.к. у моего деда не было сына Соломона. Были сыновья Яков, Григорий, Исай, Пинхус, Давид, Михаил, Эфроим и две дочери — Мина и Брайна(моя мама). Мама родилась у деда в 60 лет, а я у ней — в 40, поэтому у нас с дедом разница в 100 лет. Настоящая фамилия деда неизвестна, а фамилия Пантофель была фамилией какого-то местного состоятельного еврея, кторый подкупив «ловильщиков», попросил их вместо своего сына забрать беззащитного полусироту(отец деда к тому времени умер). Это дед рассказывал впоследствии детям и, в частности, моей маме. А относительно того, что придумал Шкляр — якобы дед не знал свою настоящую фамилию — он к тому времени уже два года работал на фарфоровой фабрике и получал зарплату. Т.е. он не былнастолько тупым, чтобы не откликаться на фабрике на свою фамилию. Но это оставим на совести «исследователя» Шкляра.

      • 1.3.1
        Zyama says:

        Галич, предоставляю специально для ТЕБЯ (смею называть на ТЫ, после того, как ты перешел на неуважительный тон) два отрывка из дневников (ДВУХ версий!!! за разные годы) твоего предка (и моего дальнего родственника) по вопросу «знал он свою фамилию или нет»:

        Легендарный родственник сам писал, собственноручно несколько раз!, что он не знал свою фамилию! Это ФАКТ! Зачем ему в собственном дневнике за разные периоды жизни скрывать это?!
        Это первый факт о том, что ТЫ пишешь свои истории-фэнтази и иные вымыслы!
        Второй факт — см. предисловие к статье выше. Аврум знал по именам всех членов своей семьи, год своего точного рождения, и даже как звали отчима. Если бы он был «подменен» из другой семьи — он бы точно не назвал в своих дневниках членов «чужой» семьи!
        Третий факт — в архиве я лично обнаружил документы (они у меня на руках) о рождении Аврума и его семьи, с теми же именами, годами и датами, какие он указал в своем дневнике!
        Четвертый факт. У Аврума (как он указал) был родной брат Тувия Пантофель. И как известно, в Омске проживала Дебора Пантофель (оперная певица и прямой потомок Аврума). Так вот, я лично нашел потомков (прямых) Тувия Пантофеля и они мне лично подтвердили, что в Омске жила их родственница Дебора (к которой их дед приезжал) по линии Пантофель.

        Ну и напоследок! Ты грубый и злой тип, который не хочет слышать никого, кроме своего собственного эгоизма! Мне стыдно, что у Аврума есть такой а «гоише» ид!
        Захочешь архивные документы от меня — мой e-mail знаешь!

      • 1.3.2
        Игорь says:

        Ну и я уж извините вставлю свои «5 копеек» Я один из потомков Пантофеля который носит видоизмененную фамилию Пантофельман. Так вот мой отец от своего отца слышал о существовании некого дневника в котором наш предок описывал свою службу в армии. Далее со слов моего покойного дяди (брат отца) он мне рассказывал как он с моим дедушкой а его соответственно отцом , будучи в Москве заходили в гости к певице Пантофель-Нечецкой, которая являлась им родней. Также мне известен небольшой факт о том что наша фамилия по какой то причине был видоизменена. Из всего этого следует вывод, что таки Уважаемый г-н Шкляр прав и все мы потомки того Пантофеля который писал дневник, и то что это именно Пантофель а не какой то другой человек которому заплатили деньги за службу.

подтвердить родство, документы подтверждающие родство, установить родство   кантонист пантофель старинные карты картография генеалогия kamenny brod Коростень perelmiter schydlower shidlower ревизские сказки хевра кадиша еврейские фамилии идиш архивы Украины старинные фотографии еврейские имена мацевы гетто еврейская генеалогия перепись населения евреи фаянсовый завод Зусмана реббе шидловер пинхасик шоа иудаизм фото Каменный брод звил хасидизм клецк списки погибших в погромах шкляр слуцк холокост каменнобродский завод резник Ушомир история евреев Барановская фарфоровая фабрика погром новоград-волынский погром в Каменном броде Eмильчино Фельдман барановка каменный брод лангер перельмутер