Протокол № 16 опроса Э. Гурфинкель о погроме в Каменном броде 1919 г. от 03.08.1921 г.

JDC in New York,
Collection # 19/21, File # 233.

Материал предоставлен при поддержке:

Михаила Мицеля (JDC in NY), Аллана Долгова (США), Евгении Шейнман (США),
перевод Залмана Шкляра (Россия)

RUSSIAN/ENGLISH

ПРОТОКОЛ № 16

Эстер Гарфинкель, 20 лет, торговка из местечка Каменный Брод, район Новоград-Волынск, провинция Волынь, сейчас Варшава, согласилась рассказать о том, что происходило  в этом местечке во время погрома и вплоть до дня, когда она прибыла в Варшаву.

Перед войной еврейское и христианское население уживалось абсолютно  мирно друг с другом. Христиане были крестьянами. Многие из них работали на больших местных фабриках по производству глиняных блюд. Одна из них  принадлежала  еврею,  г-ну Зуссману. Около 300 работников трудились на ней.  Большая часть еврейского населения состояла из маленьких торговцев, часть евреев были ремесленниками. Незадолго до погрома Керенский, большевики, Скоропадский и немцы удержали власть в местечке. В течение периода с 1917 до 11 Таммуза, 1919, не было никаких погромов в Каменном Броде.

Большевики были в нашем местечке до среды 11 Таммуза, 5679 (1919).

В понедельник появились слухи, что было восстание «Соколовцев» в Звиле, и наши люди были очень напуганы. В среду утром распространились слухи, что повстанцы уже приближаются. Около 11 часов послышались выстрелы.  В результате этого возникла большая паника.

Люди начали закрывать свои лавки, скрывались в погребах. Вскоре появились повстанцы, они ворвались в город и стали орать – «Выдайте нам коммунистов!». Очевидно они искали фельдшера Киссельгоффа.

Затем они стали врываться в  дома и выгонять каждого, мужчин, женщин, детей, стариков, на улицу, в направлении фабрики. По пути каждого человека  сильно неоднократно били.

Тем временем другие бандиты грабили все что могли. Когда на фабрике, было собрано все население местечка, некоторые из бандитов пошли по домам жителей, стали забирать лучшие вещи и разрушать весь домашний быт.

На фабрике один из повстанцев крикнул: «Отправьте женщин и детей по реке Случь и уводите мужчин далеко отсюда!»

Тем временем всех мужчин приводили во двор Лейбуша Черновского, пока их женщин и детей грабили в домах.

Там во дворе бандиты, требовали от евреев выдать фельдшера, которого они не выдавали.  Он где-то скрывался и это понимали все. Однако никто не знал, где он скрывался. Повстанцы  искали его в местечке повсюду, но найти его не могли.

Раввин Гиршел Шварцтейн и шойхеты также стояли вместе со всеми  евреями во дворе. Евреи спросили раввина, должны ли они выдать фельдшера. Раввин ответил, что он даже не станет отвечать на любые подобные вопросы. И фельдшер не был выдан.

Около часа дня, хлынул проливной дождь, затем, все евреи были выгнаны со двора и их повели в лес, что был в двух верстах  от города.

По пути бандиты отбирали у евреев все, что у них было при себе: часы, деньги, одежду, обувь.

Около пяти часов вечера они привели всех в лес и выстроили по рядам. Бандиты встали напротив них и начинали стрелять из винтовок и револьверов. Многие падали замертво сразу, некоторые были ранены, еще были живы, и они начали скрываться среди мертвых тел.

Когда бандиты прекратили расстрел, они приблизились к евреям, и начали колоть штыками тех, кто был еще жив, разбивали  им головы вилами,  отрезали части тела и некоторых мужчин разрезали на куски. Тем временем к ним начали прибегать женщины, молившие об их мужьях, но бандиты нацеливали на них свои винтовки и разгоняли  их по домам. После этой резни бандиты стягивали одежду с мертвых и оставили их голыми.

До  десяти часов вечера никому не позволялось приближаться к этому месту.

Среди повстанцев были крестьяне из близлежащих сел. Их видели, когда они, неся одежду и обувь к себе по домой, пели песни.

После того как они ушли, две девушки, автор этого документа и Рахель из местечка Луг, взяли с собой двух христиан, Петрова и Юшко, честных людей, и пошли к тому месту, чтобы увидеть, что там случилось.

Мы взяли с собой фонарь, и пошли к лесу. Там мы увидели, как повсюду лежат трупы, все голые, искалеченные, разрезанные на куски, некоторые без ушей, некоторые без рук, другие без голов. Это было страшное зрелище. Мы начали плакать и кричать: «Если кто-нибудь живой, ответьте!». Некоторые ответили.

Мы привезли тележку и положили раненых на нее. Известны их имена: Гиршел Шлиттен, Мендель Бердичевский  (он умер в момент, когда тележку мы подвезли к его дому), Моттел Шварцтейн, (жил только в течение одного дня), Бар (вскоре умер) и его отец Давид Бар, который еще жив.

После этого другая девушка привезла своего отца и брата, они были оба мертвы, —  Кагат Плашник и брат этой девушки – Шлойма. На  третьей тележке был положен Шессел Сигаль. Это длилось до утра.

Утром жители всего местечка, с горестными слезами,  пришли к лесу, чтобы найти мужей, братьев и отцов. Каждый привез на тележке в свой дом умершего…
Все эту картину описать просто невозможно.

До этого времени в Каменном Броде никакого кладбища не было. Не было человека, который бы видел похороны. И, тем не менее,  женщинам самим пришлось взяться за  выкапывание могил в саде возле фаянсовой фабрики по производству посуды. Каждая женщина будто перенесла собственную смерть, одевая тело в саван, окутывая в талес и хороня его собственноручно.

Пока мы стояли около могил, мы снова услышали выстрелы. Мы очень испугались, но решили  встретить все лицом к лицу.

«Пусть они застрелят нас тоже!» —  крикнула одна женщина. Это стреляли повстанцы. Они возвратились, чтобы найти фельдшера Киссельгоффа, и на этот раз они его поймали. Он их услышал, когда они приближались, и хотел пробежать от одного хлева к другому, но по пути он был пойман и застрелен.

Всего было убито 140 человек. Каждый из них похоронен в отдельной могиле. Многие так не были идентифицированы. Раненных было 20 человек. Это происходило в четверг, 11 Таммуза, 5679.

Раввин, его единственный сын и шойхеты были все убиты. После погрома, три недели спустя, прибыли большевики.

Автор этого документа непосредственно сам пережил погром. Она похоронила своего сводного брата. В сентябре 1920 она прибыла в Корец, а затем она перебралась в Ровно. Сейчас, уже четыре месяца, она находится в Варшаве. Она хочет уехать к своему брату в Америку. Имена жертв были указаны по воспоминаниям.

Варшава, 3 августа, 1921
Эстер Гарфинкель

PROTOCOL No.16

Miss Esther Garfinkel, 20 years old, a merchant of town Kamenny Brod, district of Novograd-Volinsk, province of Wolhynia, now Warsaw has consented to relate what has occurred in this town during the pogrom and up to the day she arrives in Warsaw.

Before the war the jewish and Christian population lives quite peacefully among themselves. The Christians were peasants. Many of them were working in the large local factories of clay dishes. One of these belonged  the Jew Mr. Zussman, and about 300 workers were employed there.  The Jewish population consisted mostly of small traders, part of the Jews were artisans. Before the pogrom, Kerensky, the Bolsheviki, Skoropadsky and the Germans held the town. During the period from 1917 till Tamuz 11, 1919, there were no pogroms in Kamenny Brod.

The Bolsheviki stayed in our town till Wednesday Tamuz 11, 5679 (1919).

On Monday there were rumors that there was an uprising of “Sokolovtzi” in Zvihil, and our people were very frightened. On Wednesday morning there were other rumors that the insurgents were coming. About 11 o`clock shots were heard.  A great panic ensued.

People began to close their stores and hid in the cellars. Very soon the insurgents were seen running into town and yelling – “Give us the communists! They were looking for certain  assistant surgeon named Kisselhoff.

They then entered the houses and chased everyone out, men, women, children, old people, — into the street, in the direction of the factory. On the way everybody was beaten severely.

Meanwhile the bandits were robbing everything they could. There at the factory, the entire town was assembled. Some of the bandits then went into the houses, took away the best things and demolished the rest.

At the factory one of insurgents called out: “Throw the women and children into river Slustch and take the men away from here”

The men were thereupon all driven into the courtyard of  Leibusch Tchernowsky, while the women and children were chased home.

There in coinyard the bandits demanded of the Jews that they give up the assistant-surgeon.  The latter was hidden in a stall and saw everything. No one knew however, where he was hidden. The insurgents  looked for him throughout the town but could find him.

The Rabbi Herschel Schwartztein and and slaughterers were also standing with the rest of  the Jews in the courtyard. The Jews asked the Rabbi whether they should surrender the assistant-surgeon. The Rabbi replied that now he was not answering any inquiries. And the assistant surgeon was not surrendered.

About 1 o`clock in the afternoon, it was pouring then, all of jews were chassed out of the courtyard and led into the wood, 2 viorts below the town.

On the way they took away from the jews whatever they possessed: watches, money, clothing, shoes.

About 5 o`clock they were driven into woods and put in rows there. Three bandits stood opposite them and began to shoot from rifles and revolvers. Many fell dead on the spot, some were wounded and still others remained alive and hid among the dead.

When the bandits ceased shooting, they approached the Jews, stabbed those who were alive with bayonets, crushed their heads with pitchforks, cut off limbs and cut some men into pieces. Meanwhile the women came running to them, begging for their husbands, but the bandits aimed their rifles and them and chased them home. After this massacre the bandits drew off the clothing of dead and left them naked.

Until  ten o`clock in the evening no one was permitted to approach the spot.

The insurgents were peasants of the surrounding villages. They were seen carrying clothing and shoes and going home with songs.

After they left 2 girls, the author of this account and Rechel of the town Lug, took with them 2 Christians, Petrov and Yushko, honest men, and went to the place to see what happened there.

We took a lantern with us and went into the woods. There we saw the dead lying, all naked, mutilated, cut into pieces, some without ears, some without arms, others without heads. It was a horrible sight. We began to weep and shout: «Whoever is still alive. Let him respond!». Some did respond.

We brought a wagon and placed the wounded on it. There are their names; Herschl Schlitten, Mendel Berditchevsky (he died the moment the wagon came to his house), Mottel Schwartztein, (lived for a day), Bar (died soon) and his father David Bar, who is still living.

After that the other girl brought her father and brother, both dead, —  Kahath Ptashnick and the girl`s brother, Schloima. On the  third wagon Shessel Siegel was brought. This lasted till morning.

In the morning the entire town went to the woods lamenting to look for husbands, brothers and fathers. Everybody brought his dead to his house on wagon… The scenes were indescribable.

In Kamenny Brod there was no cemetery. No men were to be seen, to bury the dead. Then the women themselves took to digging graves in the garden near the clay dish factory. Each women brought her own dead, wrapt in a sheet and a Taleth and buried him herself.

While we stood by the graves, we again heard shooting. We were frightened but resolved to face anything we may come. “Let them shoot us too” cried the women. It was the insurgents that were shooting. They came again to look for the assistant- surgeon Kisselhoff, and now they caught him. He heard them coming and wanted to pass from one stall into another, but on the way he was caught and shot.

There were 140 persons killed. Each one lies in separate grave. Many were not identified. There were 200 wounded. This occurred on Thursday, Tamuz 11, 5679.

The Rabbi and his only son and the slaughterers were all killed. Three weeks after the pogrom the Bolsheviki arrives.

The author of this account lived through the massacre herself. She buried her own brother – in – law. In September 1920 she came to Koretz, and then she went to Rovno. For four months she has now been in Warsaw. She wants to go to her brother in America.
The names of the victims were given from memory.

Warsaw, August 3, 1921
Ester Garfinkel

No Comments

Post A Comment