Копельберги

Ярошевский Александр (г. Кармиэль, Израиль), 2005 г.

— Посвящается моей маме, Разумович Голде Янкелевне —

 

ВСТУПЛЕНИЕ
(публикуется в сокращенном варианте)

Семья Разумовичей – Копельбергов это два рода моих предков, из которого ведёт свою родословную моя мама и её братья и сёстры, а также моё поколение и поколение наших детей и внуков. Считаю необходимым сохранить для последующих поколений историю семей, выходцами из которых были наши родители и родители наших родителей. Ибо сказано, что человек, не знающий своих корней, не достоин будущего. Всё, о чём здесь пойдёт речь, это рассказ о многих, очень родных и дорогих всем нам людях, которых давно нет с нами, но память о них не должна пропасть. Эта работа потребовала от меня и от тех, кто мне помогал длительных и кропотливых поисков. Работа была трудной, но когда что-то удавалось найти, это было большой удачей и для меня, и для тех, кто прочтёт это в будущем. Сожалею о том, что поздно спохватился. Ушли из жизни: моя бабушка, братья и сёстры мамы, они унесли с собой в небытие бесценную для нас информацию. Считаю необходимым сберечь то, что помню я, что удалось вспомнить моей старенькой маме и то, что вспомнили очень многие родные мне люди. Преклоняюсь перед памятью моих родных, давно ушедших из жизни, погибших на фронтах во время войны, ставших жертвами сталинского и гитлеровского террора, а также безвременно ушедших из жизни. Да будет благословенна память о них ! Наши родные, проявили свой талант во многих областях производства, науки и культуры. Люди наших родов настойчиво учились и их не останавливали никакие трудности. Некоторые, несмотря на антисемитизм, сумели подготовить и успешно защитить научные диссертации, стать кандидатами наук, а также занимать высокие руководящие должности в различных сферах, благодаря глубоким знаниям и большому опыту. Разумовичи и Копельберги, а также их близкие отважно сражались на фронтах во время второй мировой войны, все воевавшие награждены боевыми орденами и медалями. Наши женщины тяжко работали в тылу, обеспечивая всё необходимое для фронта. Я горжусь моими замечательными родственниками и их близкими, честными, благородными, добрыми и надёжными людьми, мне доставляет большое удовольствие сознавать себя причастным к прекрасному роду этих людей. Благодарю всех, кто мне помогал!

…Село Степановка расположено в 12 километрах от Эмильчино. До второй мировой войны в нём проживало несколько еврейских семей. В промежутке между 1870 и 1880 годами Ушер Копельберг построил здесь свой дом. Поскольку это село было окружено густым лесом, то брёвна для дома заготавливали прямо не огороде. (Этот дом был снесён в 60-х годах ХХ века, то есть, дом простоял около 100 лет).

Дом Ушера был внушительным строением. Состоявшим из двух половин, в каждой из которых было по 2-3 комнаты. В советский период в этом доме располагался фельдшерский пункт, при котором проживал медработник. Даты рождения и смерти Ушера и Брайдл мне не известны, но можно назвать дату смерти Ушера — это случилось примерно в 1930 г., а если предположить, что к тому времени ему могло быть 70 – 75 лет, (а мама помнит его в довольно преклонном возрасте), то приблизительные даты его жизни – 1855 — 1930 г.г..

Приблизительные даты жизни прабабушки Брайдл могу быть 1854 – 1920 г.г., поскольку точно известно, что бабушка моей мамы — Брайдл умерла раньше Ушера. На момент написания этих строк достоверно известно, что в семье Брайдл и Ушера было пятеро детей: две дочери — Минця и Сара, а также сыновья — Авраам — Ишиягу, Гершл, (в США его звали – Гарри) и Пейсах. Как вспоминает моя мама, его внучка, прадед Ушер был строгим, немного надмен — ным, худощавым, был он невысокого роста. Борис Копельберг писал мне о том, что его дед Ушер был очень хлебосольным и слыл в округе умным высокопорядочным человеком, а тётя Фейга, также его внучка, поведала мне о том, что Ушер был единственным на всю округу, кто выписывал и прочитывал газету. 

В 70 — е годы XX века девяностолетний Йосиф Бару, родной дядя Нины Бару, которая была женой внука Ушера – Боруха, рассказывал мне о моём прадеде. С его слов, Ушер был человеком верующим, имел в синагоге «хорошее место», за которое заплатил синагоге немалые деньги. У него по большим праздникам собирались уважаемые люди, его круга, причём некоторые приезжали издалека, и молились, а затем гостей угощали праздничным обедом. 

Мама вспоминала как бабушка Минця, по этому поводу, красиво одевалась Наш прадед Ушер был весьма предприимчивым человеком, держал корчму, имел крупорушку и так называемую «чесальню», то есть мастерскую по первичной обработке овечьей шерсти, а у графа Владимира Александровича Уварова он брал землю в аренду за половину урожая. 

Известна история о том, как прадед Ушер судился с графом Уваровым, дело было так: Однажды осенью Ушер привёз зерно, которое он должен был передать графу за аренду земли и сдал её графскому управляющему по фамилии – Фельдман. Расписок тогда не давали. Всё было по совести. Фельдман оказался подонком он через некоторое время заявил, что Ушер графу зерна по договору не сдал. Ушер подал дело в суд. Ну не на управляющего же, а на самого графа Уварова. По тогдашним правилам и нравам, это со стороны еврея было неслыханной дерзостью. Но дед моей мамы не был простаком, он выставил мировому судье свидетелей, которые подтвердили факт сдачи зерна и процесс Ушером был выигран. 

Об этом в округе, и не только в ней, среди евреев долгое время было много разговоров. Дядя Бенцион, тоже внук Ушера, рассказал мне историю о том, как Ушер шел, однажды, по дороге, а граф Уваров ехал мимо и остановил лошадей. Ушер с ним поздоровался, а граф ему: «Ну что, ты выиграл в суде у меня?». А Ушер с достоинством ему: «Выиграл, Ваше Сиятельство!» «Ну и молодец! Держи за это!» И бросил Ушеру золотую монету… 

После смерти нашей прабабушки Брайдл, Ушер женился вторично. Его вторую жену звали – Шейндл, у которой была дочка и маленькая внучка. Эту дочку не очень-то жаловали внуки от Брайдл из-за попыток её мамы придать ей особый статус в семье. Ушер Копельберг умер, как упоминалось, приблизительно в 1930 г. Он был похоронен в селе Степановка….

При подготовке данного материала большую помощь мне оказали мои: кузен Янкель Беркович Владимирский, троюродные братья Александр Борисович Копельберг и Зиновий Зорахович Букчин. Огромное им спасибо и от меня, и от тех , кто будет этот материал читать в будущем.

No Comments

Post A Comment