Уничтожение евреев Барановки

Арье Блувштейн (Иерусалим)

Глава из книги Звил. Изд. Тел-Авив.1957, 1962 гг.
Перевод на рус. Леонид Коган (Германия) стр. 298-с.299

Когда нацисты пришли Барановку, они заключили евреев в особое гетто, в несколько маленьких домах, под угрозой смерти окружающим неевреям запретили вступать в какой-либо контакт с евреями. Каждый день были новые приказы. Им было запрещено молиться и учиться. Каждый день людей хватали сотнями, давали им каторжные работы со злонамеренным издевательством. Унижение и грабёж происходили каждый день.

Однажды убийцы собрали часть мужчин в избе, наполненной осколками стекла, и побоями и выстрелами заставили их плясать босиком на осколках стекла. Затем их, истекающих кровью, выгнали наружу. Так вели их под надзором вооружённой стражи и заставляли, хлеща кнутами, ползти к месту, где они были похоронены живьём.

После этой резни они обещали остальным, что те останутся живыми, если будут выполнять их приказы. Множество приказов и запретов, ужасы выстрелов и издевательств каждый день и каждый час превратили всех в человеческие тени и отнимали всякую волю к сопротивлению. Поэтому несчастные выполняли приказ своих убийц и ложились в ряд лицом вниз, и таким образом они были умерщвлены. Те ещё не умерли, а был дан новый приказ оставшимся ползти и лечь в новые ряды.

Так была уничтожена большая часть жителей местечка. Уцелели только единицы, которые успели переехать с советской силой и рассеялись по российским просторам. Многие из этих спасшихся пали затем в погромах, бушевавших в самой России во время нацистского захвата. А в местечке осталось только несколько пустых домов, в которых тишина покинутого кладбища.

Нацистская резня в районе Звягеля

Отрывок из «Форвертс» от 10 мая 1944 г.

 

Зяма Островский, еврейский офицер Красной Армии, описывает, как нацисты уничтожили всех евреев Барановки и Любара и хоронили живьём детей. Река Случь в течение двух недель покраснела от крови убитых.

Москва, 9 мая:

Не уцелел ни один еврей из местечек Барановки и Любара, которые содержали до прихода нацистов плотное еврейское население, – рассказывает офицер З.Островский. Вернувшись с фронта, он посетил эти местечки и разговаривал со соседями-неевреями, присутствовавшими во время резни.
Первая резня в Барановке началась 9 июля 1941 г., когда нацистские штурмовые отряды выгнали за пределы местечка несколько сотен евреев и расстреляли их. Среди жертв того дня был престарелый Милцин, кассир сберкассы, старик Гурфинкель, Мойше Рибалов и много рабочих близлежащего фарфорового завода. Жители местечка рассказывали мне, что в течение двух недель после этого ужаса были воды близлежащей реки Случь красными от крови убитых.
Через две недели была вторая резня. Несчастные жертвы были погружены на подводы с навозом и вывезены за пределы местечка. Очевидцы рассказывают, что штурмовики проткнули штыками старушку Сару Цимашанскую, подняли её на штыке и раздавили колёсами подводы.
19 августа 1941 г. нацисты вывели свыше 200 евреев примерно в 7 км от местечка на участок левее Барановского шоссе. Несчастных поставили в ряды, и им приказали копать самим могилу. По окончании рытья нацисты стали стрелять в них и бросать в яму, а часть из них похоронили живьём. После резни они начали ходить из дома в дом и педантично искали, остался ли кто-нибудь, который увильнул и скрылся среди у крестьян округи.

6 января 1942 г. нацисты схватили 594 еврея и повели их за пределы местечка, возле шоссе в Звягель. Вначале раздели детей, бросили их голыми на подводы и вывезли в степь за местечком при жгучем январском морозе. Затем раздели догола всех евреев и издевались над ними. Выстроили их по группам, стреляли и бросали в яму. Один рабочий завода Ковальчук рассказывал офицеру Островскому, что многих детей отправили в яму живьём и похоронили вместе с родителями.

No Comments

Post A Comment