Главная » Материалы и справки по Новоградволынскому уезду Волынской губернии » Общие сведения о жизни некоторых макаровских цадиков

Автор: · Дата: 8 октября 2009 · Есть 2 коммент.

Общие сведения о жизни макаровских цадиков

Выражаю особую благодарность:
р. Эляху Гетцу (Бердичев-Израиль) за предоставление информации из книги "Илан аКадош" (Анаф Чернобыль)
р. Александру Лакшину (Москва) за предоставление датированной схемы родословной цадиков из Чернобыльской династии.
р. Исроелю Биринбауму (Москва) за любезное предоставление некоторых данных из биографии Макаровских цадиков.
р. Ицхаку Каннеру (США), да продляться дни его жизни, внуку святого р. Хаима Каннера сына р. Ицхака Давида, за предоставление фотоматериалов.
р. Заку Новосселеру (США), правнуку р. Герш-Лейба из Макарова-Бердичева за предоставление фотоматериалов.
р. Ицику Тверскому (США)
за предоставление фотоматериалов

yakov_itchak_makarov.jpgmoishe_mordechai_makarov.jpgdavid_makarov.jpghirsh_leyb_makarov.jpghirsh_leyb_makarov_2.jpgnisan_yehuda_leib_kilecer_rebbe.jpgshmul_avrum_aba_winnipeg.jpgyakov-itcak-chikago.jpgOhel_2.jpgtwersky-makarov-zvil-rebbe.jpgmoishe_mordehai-hirsh_leyb-berdichev.jpgshmuel_aba_winipeg.jpgyakov_itckah_chicago.jpgtcfat_2.jpgtcfat_1.jpg

"Святой гаон, Рош Бнэй Исраэйл, р. Адам Баал Шэйм из Ропшиц родился в г. Винг около Франкфурта, исталэк в 5472 в Праге. Когда рабби Одом из Ропщиц получил приказ свыше передать нэсиют цадику нистару раби Исроэлю из Окопа (Баал Шэм Тову), он послал своего единственного сына – святого раби Манна — на поиски последнего со связкой древних ксовим по каббале.
У р. Манна было два сына –
1. младший — святой р. Мошэ Нахум из Вашан; его сын – р. Амрам Хасида, рав Ираша, Мадэ и Цфата (с 5586 и до исталкута 16 хэшвана 5590гг.) – потомком его дочери Миръям по женской линии в третьем колене является гаон р. Давид Шломо Кляйн, сын гаона р. Мэнашэ Кляйна; дочь р. Мошэ Нахума из Вашана вышла замуж за р. Ёсэйфа Гринвалда из Чечевиц, их три сына – 1. гаон р. Элиэзэр Давид Гринвалд из Сатмара (исталэк 1 сивана 5688); 2. гаон р. Мошэ Гринвалд из Хуста, автор «Аругат аБосэм», а его сын, святой р. Яаков Ехэзкияу Гринвалд стал первым АДМУРом из Попэ, автор книг «ваЯгэд Яаков» и «Агудат Эйзов» (исталэк 2 адара 5701); 3. гаон р. Яаков Ехэзкияу Гринвалд, убитый фашистами в Аушвице – дочь его дочери, рэбэцн Миръям, вышла замуж за цадика из Белгоры, и их сын – АДМУР р. Иссахар Дов Роках (почему-то превратилось в Рокэйах) из Бэлзы;
2. старший сын раби Манна — святой р. Нахум Гаон. У него было три сына – 1. святой р. Аръе Лэйб из Острожец, автор книги «Ор аГануз», он учил с БеШТом святые ксовим, что передал ему р. Адам Баал Шэйм; 2. святой р. Цви Ирш; 3. святой р. Нахум Шостак (родился после исталкуса отца и назван его именем. У второго сына святого р. Нахума Гаона, святого р. Цви Ирша, был сын – святой АДМУР р. Мэнахэм Нахум из Чернобыля, ученик святого БеШТа и святого Магида, основатель Чернобыльской династии семьи Тверских.

Эйхал Мэнахэм Нахум

Святой гаон и раввин АДМУР р. Мэнахэм Нахум из Чернобыля родился в 5490 году в городке Гарсинк (Волынь). Рано осиротел и воспитывался у своего дяди р. Нахума, присутствовал при изучении святых свитков р. Адама братьями его отца – р. Аръе Лэйба и р. Нахума.
Женился на рэбэцн Саре, внучке гаона р. Ицхака Шапиро рава Ковно и Люблина; сына гаона р. Натана Ноты, абад Городно, автора книг «Мэво аШэарим» и «Имрэй Шэфэр» на РаШИ; сына р. Шимшона из Позны, дяди Цмах Давида; сына р. Пэрэца Шапиро из Коштанц (Бадэн, Германия); сына р. Шломо Шапиро, рава городов Гайлпэрин и Ландоу; сына р. Шмуэйла Шапиро (Ашпир); зять р. Матиъяу Трэйбиша из Парижа; сына р. Ёсэйфа Трэйбиша из Марселя, который был девятым поколением по мужской линии от р. Ицхака (РИБаМ) Баал аТосафот, зятя РаШИ – а РаШИ – 33-ье поколение от Рабана Гамлиэля аЗакэн; сына Рабана Шимона бэн Гамлиэля; сына Илэля аЗакэн, который был по мужской линии прямым потомком от Шафтии, сына царя Давида от Авитали. (ИхЧ)

 

Хасидим рассказывают, что перед тем, когда р. Нахум впервые приехал к святому БеШТу, БеШТ почувствовал, что к нему должна приехать высокая душа, и приказал своей супруге приготовить на шабэс особые блюда дабы почтить гостя. Но когда р. Нахум приехал, БеШТ весь шабэс смотрел на него с неприязнью. Когда его супруга спросила его о причине его наприязни, БеШТ сказал, чтобы она опасалась этого гостя, так как он вор. Рэбэцн очень хорошо разбиралась в людях, поэтому очень удивилась словам мужа, и сказала ему, что она видит, что гость – святой человек. На что БеШТ ответил: «Да, но он хочет своими добрыми делами украсть весь Ган Эйдэн и Будущий Мир. (ИхЧ)
Написал книги «Мэор Эйнаим» и «Исмах Лэйв» (обе – Славута, 1798г.). В обеих своих книгах упоминает БеШТа и Магида как своих учителей. (ИхЧ)

Святой р. Яаков Ёсэйф из Полонного, автор Толдот ЯЁ, сказал как-то: «Люди говорят, что р. Нухим из а цадик…». Слышавшие это подумали, что Баал аТолдот хочет принизить славу р. Нахума. Бал Толдот почуствовал это и сказал: «Люди говорят, что р. Нухим из а цадик, — эр из цэhн цадиким! У каждого цадика свой особенный путь служения Творцу в Торе, молитве, цдаке и т.п. – но по корню души каждого – из одной из десяти сфирот, и по этому пути он цадик, но р. Нухим – цадик по всем путям (бэкол – всё в нём, кол – сфира есод, объединяющая все предыдущие сфирот)

Исталэк 11 мархэшвана 5558 года. Похоронен в Чернобыле.
Оставил после себя двух сыновей –

1. святого р. Мошэ, который заслужил гилуй Элияу (исталэк при жизни отца);
2. святой гаон и раввин АДМУР р. Мордэхай Тверский из Чернобыля.
И одну дочь – рэбэцн Малку, которая вышла замуж за святого р. Авраама из Корисчова, сына святого Магида и рош ешивы из Корисчова р. Цви Ирша.

У неё было два сына – 1. святой р. Исраэйл из Богополья, автор «Атэрэт Исраэйл» (в ней на главу Ницавим он пишет, что он свидетельствует, что к его деду, р. МН, ездили цадиким гмурим, бнэй алия, и жили у него под скамейками), исталэк 2 ияра 5607; 2. святой р. Аръе Лэйб из Судилкова. Последний женился на дочери р. Давида, сына Еошуа Горовица. У них родился сын р. Исраэйл Гутман из Ясс (исталэк в 5654) и дочь рэбэцн Хава, которая вышла замуж за святого р. Шалома Шахна из Прогобищ, сына святого р. Авраама аМалъах, сына святого и Великого Магида из Межерич, по мужской линии прямого потомка царя Давида. У них было три сына и дочь. Второй из сыновей – святой гаон и раввин АДМУР р. Исраэл из Ружина, основатель Ружинской династии, семьи Фридман.

Эйхал Мордэхай

Святой гаон АДМУР р. Мордэхай Тверский родился в 5530 (1770) году в Чернобыле.
Взял себе фамилию Тверский, т.к. его предки жили в Тверии.
Его первая жена – рэбэцн Хая Сара – дочь великого и святого р. Аарона Перлова из Карлина.

В книге Эсэр Орот приводится сипур об этом шидухе. Святой Магид из Межерич несколько раз говорил своим святым ученикам, что есть у него одна великая душа из миров Тикун, и он хочет подарить её кому-то из своих учеников – но пока не знает кому. Когда 17 нисана 5530 (1770) года наш мир покинул святой р. Аарон бр. Яаков из Карлина, Великий Магид приказал своему ученику р. Мэнахэм Нахуму из Чернобыля поехать в Карлин на могилу р. Аарона, и сказать ему там от имени его учителя Магида: «У тебя осталась маленькая дочь – Хая Сара. Учитель велел передать, что он даст обещанную великую душу из мира Тикун мне, Мэнахэм Нахуму, и с этой душой родится у меня сын, которому суждено быть мужем твоей маленькой дочери». Раби Нахум исполнил всё, как повелел Магид, и когда он вернулся из Карлина к учителю, тот благословил его на рождение сына. В тот же год (5530) родился святой р. Мотэлэ.

Приводится в книге Црор Хаим, что святой гаон АДМУР р. Шнэйур Залман из Ляд (автор святой Тани, см. Анаф Любавич) рассказал на помолвке своей внучки с внуком р. Нахума из Чернобыля, что он очень ценит потомство святого р. Аарона из Карлина из-за следующего случая, произошедшего на помолвке р. Мотэлэ Чернобылера и рэбэцн Хаи Сары: помолвка и написание тнаим происходили дома у святого Магида, и вся хэврая кадиша участвовала в этом. Зачитать тнаим Магид поручил святому гаону р. Мэнахэм Мэндэлу из Витебска (автор книги При аАрэц). И он когда дошёл до слов «дочь раввина р. Аарона, стоящего со стороны невесты» – р. Мэндэл потерял сознание. Настолько глубокий был обморок, что никому не удавалось его из него вывести, пока сам Магид не положил руки на плечи р. Мэндэла со словами: «Чего ты так испугался – ты ведь много раз видел р. Аарона!». Витебскер сразу очнулся и сказал учителю, что он увидел р. Аарона в сияющих одеждах, а его учили, что такие одеяния могут быть только у одного или двух в поколении (бнэй алия) – поэтому я испугался, что при его жизни я не воздавал ему должного почёта. А святой р. Нахум с присущей ему скромностью сказал Магиду: «я ничего не вижу, потому что не падаю в обморок…».

От неё родилось три сына и одна дочь:
1. р. Аарон (Чернобыль),
2. р. Мошэ (Коростышев)
3. р. Яаков Исраэйл (Черкассы),
4. Малка

Рэбэцн Малка вышла замуж за р. Ихл Михл из Дрогобыча, сына р. Ицхака из Дрогобыча (зятя р. Баруха из Меджибужа), сына р. Йосэлэ из Ямполы, сына святого р. Ехиэл Михэла из Злочева, сына святого гаона р. Ицхака из Дрогобыч.
Рэб Борух из Меджибужа из-за разногласий с Алтэр Рэбэ не хотел ехать на свадьбу своего внука Михла с Малкой, т.к. р. Мотэлэ в этом же году уже подписал тноим с Алтэр Рэбэ, что его сын, Митэлэр Рэбэ, отдаст свою дочь за р. Яакова Исраэла из Черкасс. Поставил условие, чтобы разорвали тноим. Чернобылер приказал написать вторые тноим, первые порвал — и послал обрывки к р. Баруху. Тот приехал на свадьбу к внуку, а потом сыграли свадьбу и с Алтэр Рэбэ.

Когда святой АДМУР р. Мордэхай увидел, что его болезнь очень тяжела, он поехал в Киев – посетить врачей. Проезжал он через Горностайполь (три часа пешком от Киева), где жил его сын, святой раввин р. Яаков Исраэйл из Черкасс. Когда он увидел, что состояние здоровья его отца очень тяжёлое, он не захотел отпускать отца из своего города, чтобы его циён был рядом с ним. Когда остальные сыновья поняли, чего хочет р. Яаков Исраэйл, они поспешили отвезти отца в Киев, но по пути, 20 ияра 5598 (1838) года, святой р. Мотэлэ покинул этот мир. Перед исталкутом он выразил желание быть похороненным в Игнатовке, т.к. там не слышны колокола киевских церквей.
Святой гаон АДМУР р. Мордэхай из Чернобыля написал объяснение к Торе «Ликутэй Тора» (Черновцы, 1859г.), и в её начале приводятся семь путей служения Всевышнему.

Эйхал Нахум (Макаров).

Святой р. Нахум из Макарова родился в 5565 (1805) году (и назван в честь дедушки, который умер в 5558 году).

Он был первым сыном святого р. Мотэлэ Чернобылера от второй жены (дочери святого р. Давида Лэйкэса, ученика БеШТа, на жаргоне чернобыльских хасидов — "хамиша хумашей Тора").
Основатель Макаровской династии (трон в Чернобыле унаследовал р.Аhарон , названный в честь своего деда — великого Карлинского ребе) . Со стороны матери — внук ученика Бааль Шем Това (хотя и был на 12 лет старше учителя) — р.Довида Лейкеса).

Выделялся среди своих братьев настойчивым возвращением к традициям деда (р. Мотл круто поменял курс, настолько резко, что как рассказывает Ребе РАЯЦ в "Ликутей дибурим", Альтер Ребе лично ездил проверять, что творится в Чернобыле).

Умер р. Нахум 7 тишрэя 5612 (1852) года, хотя есть предание, что он был убит во время молитвы в Рош аШана.

Святой р. Нахум из Макарова женился на внучке Хозэ из Люблина, и у них родился один сын и три дочери.

Старшая дочь, рэбэцн Хая – вышла замуж за святого р. Ашэра из Карлина;
вторая дочь, рэбэцн Шэйна Цивъя – вышла замуж за р. Цви Аръе из Элика;
третья дочь, рэбэцн Адэл – вышла замуж за р. Мэнахэма Маниша Маргалиота (сына гаона р. Хаима Мордэхая Маргалиота, автора книги «Шаарэй Тшува»).

 

Единственный сын р. Нахума из Макарова — р. Яаков Ицхак (назван в честь своего прадеда по маме – Хозэ из Люблина) родился в 5592 (1832) году (по другим данным в 5588 (1928) г.). Умер в Макарове, 30 Ниссана, в 1-й день Рош Ходеш месяца Ияр в 5652 (1892) г.
Похоронен в Макарове. Женат на Ципоре Шапиро, дочери р. Шмуеля Авраама Абба Шапиро, адмура из Славуты.

Поговаривали, что именно к нему относилось пророчество люблинского провидца, что родится некто подобный самому провидцу.
В честь него построена и действует синагога в Цфате (Израиль)

 

У р. Яакова Ицхака из Макарова было три сына и одна дочь:
р. Давид из Киева;
р. Мошэ Мордэхай из Макарова (позже – из Бердичева);
р. Ешая из Макарова.
1. Старший сын р. Якова Ицхака - р. Давид из Киева. Умер 5663 (14 сентября 1903) года.
(йорцайт 24-ого хешвана).

 

Женился на рэбэцн Фэйгалэ, дочери святого р. Авраама из Турийска (родного брата р. Нахума из Макарова). У них родились два сына и дочь. Дочь вышла замуж за р. Шмуэйла Авраама Абу – своего двоюродного брата (сына р. Мошэ Мордэхая из Макарова).

Первый сын р. Давида, р. Мэнахэм Нахум из Макаров-Зовгеля (Массачусес), родился в (1872). Умер 16 ияра 5685 (1925) года. Как и р.Нисан-Йеhуда-Лейб замученный нацистами в Кракове. Его останки позже (1981) были перевезены на Святую Землю и похоронены на Масличной горе. Был прославлен своей проницательностью.

Второй сын р. Давида, р. Нисан Еуда Лэйб из Килсе-Кракова, родился в (1883). Убит фашистами 6 ияра 5700 (1940) года в Кракове.

 

2. Второй сын р. Якова Ицхака, р. Мошэ Мордэхай из Макарова (позже – из Бердичева), родился в 5604 (1844) году (по другим данным — в 5603 (1843) г.). Умер в Бердичеве, где и похоронен в семейном огеле (рядом с огелем р. Леви-Ицхока из Бердичева), 20 тэвэта 5680 (1920) года.

Женился на дочери святого р. Еошуа Роках, второго Бэлзэр Рува. (р. Еhошуа Роках Адмур из Бельца)

Был известен своей мудростью. Неоднократно приезжал в местечко Барановка к своим хасидам со своими сыновьями. В начале 20 века устроил в этом местечке свадьбу своей дочери, куда съехались тысячи евреев и цадики других хасидских дворов.

У них родились два сына:

первый р. Цви Аръе (на идиш – Эрш Лэйб) из Макарова-Бердичева. Точная дата рождения не известна. Умер 21 ияра 5695 (1935) года (по другим данным — в 5698 (1938) г) и похоронен рядом с отцом в Бердичеве (в этом же склепе похоронен его зять р. Хаим Каннер, сын р. Ицхака Давида). Был известен как чудотворец, специализирующийся на исцелениях. Был женат на Малке-Дворе Хесхель дочери р. Йёхиль-Хешеля, адмура из Криловитц

Второй сын р. Мошэ Мордэхая – р. Шмуэйл Авраам Аба. Родился в 5645 (1885) году в Макарове, женился на двоюродной сестре (дочери р. Давида из Киева), переехал в Винипег (Канада) и умер там 14 сивана 5707 (1947) года.

 

3. Третий сын р. Якова Ицхака, р. Ешая из Макарова. Умер (1920) (по другим данным в 1919 году после старшего брата р.Мойше-Мордехая, если быть точным — году, с разницей в пару месяцев. Один в Бердичеве, другой в Киеве, где и похоронен). Прославился феноменальной памятью, исключительной щедростью и уникальным лирическим тенором.

Женился на дочери р. Хаима Мэнахэма из Зинькова (сына р. Мэшулама Зущи, сына р. Ицхака Мэира, сына святого р. Авраама Еошуа Эшла из Апты – автора книги «Оэв Исраэйл»).

В 5656 (1896) году у них родился р. Яаков Ицхак (в честь деда, который умер в 5652 году) из Киева-Чикаго. Свой хасидский двор р. Яаков Ицхак возглавил в 14 лет, после смерти отца. Умер 2-ого сиванав 5705 (1945) году. Известен был исключительной эрудицией.


Оhель Чернобыльского реббе

http://www.pripyat.com/ru/photo_gallery/chernobyl/1/

 

ЧЕРНОБЫЛЬ, город, районный центр Киевской области Украины. Известен с 1193 г. В период Речи Посполитой (Польско-Литовского государства) Чернобыль был местечком Киевского воеводства Овручского повета. Первые документальные упоминания о еврейском поселении в Чернобыле относятся к концу 17 в. Сохранились сведения о евреях-арендаторах, живших в Чернобыле в конце 17 в. – начале 18 в. В 1691 г. отряд казаков под командованием казацкого полковника В. Искрицкого устроил в Чернобыле погром; многие местные евреи были избиты и ограблены. По переписи 1765 г. в Чернобыле было 96 еврейских домов и жило 696 евреев.

Одним из центров хасидизма Чернобыль стал в 18 века (в 1798 г. здесь умер цадик Менахем Наум Чернобыльский). Считается, что в Чернобыле похоронены два цадика, их могилы сейчас укрыты в специально сооружённых кирпичных постройках. В 60-е годы XIX в. в Чернобыле было 5 синагог.

В конце 18 в. – начале 20 в. Чернобыль был одним из главных центров хасидизма на Украине. Во второй половине 18 в. в Чернобыле поселился Менахем Нахум Тверский (см. Тверские) — основатель династии цаддиков Тверских, известной также как семья Чернобыльских цаддиков. При его сыне, рабби Мордехае из Чернобыля, сложился двор, который посещали сотни и тысячи приверженцев из различных городов и местечек Украины и Польши. Для содержания двора, для поддержания роскошного образа жизни он установил ма‘амадот (налог, которым облагались хасиды в пользу двора цаддика). Старший сын рабби Мордехая рабби Ахарон (1787–1872) стал чернобыльским цаддиком после смерти отца. Династия Тверских оставила Чернобыль во время гражданской войны в 1920 г., когда цаддик Шломо Бен-Цион (Янука ми-Чернобил; 1870–1939) вместе с семьей бежал из местечка.

По данным 1884 г. в Чернобыле проживало 3098 русских (малороссов и великороссов), среди них заметную часть составляли старообрядцы, имевшие свой монастырь; поляков было 154; евреев, по сообщению раввинов, – 6559. При этом лучшие пахотные земли принадлежали польскому помещику. Исторические хроники доносят, что владелец имения, католик по вероисповеданию Ходкевич, в 1840 г. отдал питейный бизнес в Чернобыле евреям (за 12.600 руб. серебром в год). Для понимания значительности суммы скажем, что оплата мужской работа составляла 25-30 копеек в день. В 1850 г. в городке имелось уже 50 питейных заведений. Одним из центров хасидизма Чернобыль стал в 18 века (в 1798 г. здесь умер цадик Менахем Наум Чернобыльский). Считается, что в Чернобыле похоронены два цадика, их могилы сейчас укрыты в специально сооружённых кирпичных постройках. В 60-е годы XIX в. в Чернобыле было 5 синагог.

Народная молва упорно связывает чернобыльскую трагедию (взрыв реактора) с разрушением незадолго до этого местным населением могильного склепа одного из Тверских цаддиков на еврейском кладбище Чернобыля в последние годы часть евреев, едущих из разных стран мира в Умань, направляется и сюда — в зону, где почти никто не живет. А ведь еще каких-то 100 лет назад здесь бурлила жизнь евреев.

Рубрика: Материалы и справки по Новоградволынскому уезду Волынской губернии · Запись имеет метки: , , ,  

Рекомендую еще почитать:

Оставить комментарий или два

Ответьте:

Комментарии

  1. 1
    Merrill Weber:

    Shalom Aleichem!

    According to the Zviller yiskor book, my great-great-grandfather, Reb. Avraham Zingerman, ran a Makarover Kloiz in Pulin (Chervonoarmei’isk). The Makarover Rebbe used to visit and stay in his house, and my great-grandfather had a special room set out in which the Makarover Rebbe could receive guests. According to the Yiskor book, the Makarover Rebbe blessed the town that it should not have a fire to destroy the wooden stores in Pulin, and the people who lived there credited the brocha with preserving the buildings for decades.

    My great-great-grandfather’s wife was named Tzivyet, but we don’t know her last name. I believe that Reb. Avraham had a brother named Ovsey.

    My great-grandfather had an arranged marriage with the daughter of Duvid and Sarah Vulis from Koristychev, who was believed to be descended from the BeShT. They had several children, including my great-grandfather, Leib Zingerman, who moved to Chicago, and Leib’s brother Hirsh, who stayed in Pulin. When Reb. Yankev-Yitzhak’l was niftar, my great-grandfather named one of his sons Yankev-Yitzhak’l in memory of the Makarover rebbe. He also stayed in Ukraine and died in the 1970s.

    Do you know whether my great-great-grandfather was related to the Makarover Rebbe? How is it that other Makarover kloizim were functioning in other towns?

    Do you know anything about the Vulis family?

    Kol tuv,
    Merrill Weber
    Oak Park, Illinois

подтвердить родство, документы подтверждающие родство, установить родство   кантонист пантофель старинные карты картография генеалогия kamenny brod Коростень perelmiter schydlower shidlower ревизские сказки хевра кадиша еврейские фамилии идиш архивы Украины старинные фотографии еврейские имена мацевы гетто еврейская генеалогия перепись населения евреи фаянсовый завод Зусмана реббе шидловер пинхасик шоа иудаизм фото Каменный брод звил хасидизм клецк списки погибших в погромах шкляр слуцк холокост каменнобродский завод резник Ушомир история евреев Барановская фарфоровая фабрика погром новоград-волынский погром в Каменном броде Eмильчино Фельдман барановка каменный брод лангер перельмутер