Главная » Слуцк » Слуцк — энциклопедические данные

Автор: · Дата: 7 октября 2009 · Пока нет комментариев

Краткая еврейская энциклопедия, том 8, кол. 49–51

СЛУЦК

СЛУЦК, город в Менской (до 1991 — Минской) области Республики Беларусь. Основан не позднее 12 в. Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583. В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением "Литовского ва’ада от 1623 она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала.
В 1655, когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильну. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с нач. 17 в., приглашали в него евреев- торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства, различные льготы. Слуцк стал также одним из центров еврейской учености. В 1665—66 евреи города, в отличие от подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров. В 1691, учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва’ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (‘областей’), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош-медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства. В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии.
К 1766 численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва’ада перед его упразднением. С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма р. Исраэль б. Эли’эзер Ба’ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города "Калте шул".
В 1755 в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи "младенца Гавриила", которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690.
Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920—30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В последнее время некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934—90) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.
С 1793 Слуцк — в составе России. В 19 в. численность еврейского населения города возрастала: в 1800 она составила 1584 чел. (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего нас), в 1847 — 5897 чел., в 1897 -10 264 чел. (71% всего нас). Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались "слуцкие беры" — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во 2-й пол. 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком, 1855—1927). Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось, и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала 18 синагог, талмуд-тору и несколько хедеров. Кроме того, к 1910 в Слуцке функционировали два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. Духовные руководители общины — р. И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829—64), р. И.Б.Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865—74) и др. — оставались твердыми противниками хасидизма. В 1897 р. И.З.Мельцер (1870-1954) основал в Слуцке "литовскую" иешиву "Эц хаим" (первоначально как филиал Слободской иешивы), которая вскоре приобрела широкую известность; среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э.Э. Лисицкий и р. Эли’эзер Шах (р. 1894 или 1897), ставший во 2-й половине 20 в. духовным лидером крайне ортодокс, "литовской" религиозной  общины Израиля.
Среди уроженцев Слуцка — известные деятели еврейской    культуры: писатели И.Д. Беркович, Я.Кахан и другие, маскил (см. «Хаскала») Ц. Х. Дайнов (1837—77), котоpoгo называли "проповедником из Слуцка", оратор и публицист Ц.Х.Маслянский (1856—1943), историк и философ Я.Н.Х.Симхони (1884—1926).
На рубеже 19-20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок «Боней Цион», входивший во всемирную Сионистскую организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции «По’алей Цион» и «Бунда», в 1913 — группа «Це’ирей Цион». В 1905-1906 действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании "Калте шул" с сер. 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 власти конфисковали здание иешивы "Эц хаим"; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 р. Мельцер со своими учениками (в т.ч. Э.Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторыерые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль.
В 1920—30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград, Минск и др.), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 она составила 8358 чел. (53,3% всего населения).
5 июля 1941 Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 окт. 1941 вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 чел. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около 1000 человек) — за городом, другое (около 5 тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам. По данным переписей населения, в 1959 в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 — 1009, в 1979 — 777, в 1989 — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было: до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем.
Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в "Пинкас Слуцк",изданной в 1962 в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языках).

http://www.tzemachdovid.org/gedolim/ravsoloveitchik.html

RAV YOSEF DOV SOLOVEITCHIK ZT"L
by D. Sofer

MANY OFFERS
Slutzk was just one of the many prestigious cities that offered Rav Yosef Dov a rabbinical position. Rav Yosef Dov, however, was unwilling to accept any offer without consulting his mentor, Rav Yehoshua Leib Diskin, rav of Kovno at that time. Rav Yehoshua Leib, who was about to resign from his position, suggested that Rav Yosef Dov replace him as of Rav of Kovno, but he refused, saying that he could not occupy the seat of "the gaon and tzaddik of the generation."
He did not easily accept his appointment as rav of Slutzk, either. On the 15th of Av, 5624/1864, a contingent from Slutzk appeared in Volozhin to present Rav Yosef Dov with a writ of appointment as rav. Rav Yosef Dov was stunned by their offer and insisted that he wasn’t deserving of such a prominent position. When he asked why they had chosen him when so many other illustrious talmidei chachamim had applied for the post, they replied that Rav Yitzchok Elchonon Spector, who had become Kovno’s rav in place of Rav Yehoshua Leib, had recommended him.
As Rav Yosef Dov examined the writ of appointment, he said, "Rav Yosef Feimer has a son, Rav Meir, who is worthy of succeeding him. Why not appoint him?"
"He’s too young," the delegates replied. "Besides, he also refuses to accept the position, a fact mentioned in Rav Yosef’s will."
"But the great gaon Rav Mendele Epstein lives in Slutzk. Why have you overlooked that great lion in favor of a fox in Volozhin?" Rav Yosef Dov persisted.
"He does not involve himself in communal affairs," the delegates asserted.
Seeing that he had no choice, Rav Yosef Dov accepted the position as Rav of Slutzk, but on three conditions: The first was that he be permitted to remain in Volozhin for three more months, until after Succos, in order to absorb more yiras Shamayim. The second was that Rav Epstein confirms his consent to the appointment in writing. The third was that he be shown a copy of Rav Yosef Feimer’s will in order to verify that Rav Meir had indeed refused the position.

IN SLUTSK
Unexpectedly, Rav Yosef Dov’s life in Slutzk was far from a bed of roses. As the city’s rav, he had to contend with highhanded parnassim and powerful landowners. But true to his character, he refused to kowtow to them, and he championed the rights of the poor when he felt that the parnassim had treated them unjustly. Throughout his strife-filled tenure in Slutzk he not only displayed dignity and strength, but he was also a paradigm of chessed and humility at all times.
He first demonstrated his powerful leadership abilities at his inauguration ceremony. This ceremony, which was held in the parnass’ shul, was attended by the trustees of all of the prominent shuls in the city. Conspicuously absent were the trustees of the tradesmen’s and laborers’ shuls.
Rav Yosef Dov noticed this intentional oversight immediately and cleverly inquired as to whether the tradesmen would sign his writ of appointment, or if they instead had their own separate kehilla and might thus not feel obligated to submit to his leadership.
Upon receiving negative answers to these questions, he then asked that the trustees of the workmen’s shuls be invited to the ceremony, and personally saw to it that this request was duly implemented.
When these trustees arrived at the parnass’ shul, Rav Yosef Dov greeted them warmly and with great honor, much to the annoyance of the wealthy and prominent trustees already there. The following day, he toured the city’s chadorim, spending much time in the cheder where the city’s poorer children studied. In particular, he examined the children’s lunch bags and was astounded by their meager content and, in certain cases, by their emptiness. Then and there, he gave the melamed money to buy the children bread and cookies, as well as a large sum to be used on a long-term basis for lunches and dinners for them. His kindness once again came to the fore on his first Erev Pesach in Slutzk, when he provided the city’s poor with generous Maos Chittim stipends. Many of these people claimed that the city’s Maos Chittim trustees had spurned them.
Surprisingly, instead of appreciating the rav’s chessed, the city’s parnassim felt that he was undermining their authority. They took him to task for distributing Maos Chittim to the poor without ascertaining whether their claims against the Maos Chittim trustees were correct.
"You are absolutely right," Rav Yosef Dov told them. "I really should have heard your side, too. But they came to me on Erev Pesach in the afternoon, and I couldn’t let them usher in the holiday without food. Besides, it was too late to contact you. "However, as a resident of Slutzk, I am also obligated to contribute to the Maos Chittim fund. Because I am the town’s rav, you apparently didn’t approach me for such a contribution. And so, I used this opportunity to contribute my own money to the fund, and that is what I gave them."
News of the rav’s amazing chessed spread like wildfire throughout the town, while the parnassim gritted their teeth.

Рубрика: Слуцк · Запись имеет метки: , ,  

Рекомендую еще почитать:

Оставить комментарий или два

Ответьте:

подтвердить родство, документы подтверждающие родство, установить родство   кантонист пантофель старинные карты картография генеалогия kamenny brod Коростень perelmiter schydlower shidlower ревизские сказки хевра кадиша еврейские фамилии идиш архивы Украины старинные фотографии еврейские имена мацевы гетто еврейская генеалогия перепись населения евреи фаянсовый завод Зусмана реббе шидловер пинхасик шоа иудаизм фото Каменный брод звил хасидизм клецк списки погибших в погромах шкляр слуцк холокост каменнобродский завод резник Ушомир история евреев Барановская фарфоровая фабрика погром новоград-волынский погром в Каменном броде Eмильчино Фельдман барановка каменный брод лангер перельмутер