Письмо о жертвах Холокоста в Емильчино

Аркадий Закс, уроженец Емильчино 1936 г.р.
(Нюрнберг, Германия)
29.12.2007 г. 

Я родился в поселке Емильчино в 1936 году. Наша семья: я, мама, отец и сестры жили до июня 1941 года в городе Житомире. Каждое лето приезжали мы на отдых в Емильчино к моей бабушке Резник Басе Мордховне. Ее дом стоял в том месте, где в 1950 году было построено здание Райдоротдела.
Место, которое заштриховано на эскизе, было до августа 1941 года очень плотно застроено домами и усадьбами, в которых жили в основном еврейские семьи. В августе 1941 года, при отступлении Красной армии, один из наших земляков (еврей по национальности), чтобы эти хорошие дома не достались фашистам, он их поджог.

Все это я слышал неоднократно в детстве от бабушки, которая его всегда осуждала и, наверное, в душе проклинала.

И вот когда мы приехали из эвакуации в октябре 1944 года, на этом месте, где был наш дом и вокруг него на десятки метров, был большой пустырь, заросший травой на пепелище.

Он тянулся до здания районной прокуратуры и дома, где жил мой дядя Закс Шимел и по Кулешовской улице до здания, где размещалась районная редакция. В то время, когда мы вернулись из эвакуации, ходили слухи что на том месте, где был наш дом, фашисты закопали в большой братской могиле много евреев.

В мае 1945 года или 1946 года я был очевидцем раскопок этой могилы еврейской общиной Емильчино. Могила была в диаметре около 4-5 метров. Там находилось приблизительно 10-15 трупов. За точность я не могу ручаться, так как это было 62 года, да мне было всего 9 лет. Моя бабушка обнаружила в этой могиле свою подругу по кусочкам уцелевшего платья. Другие жители Емильчино также узнавали родственников и друзей по останкам одежды или другим приметам. Останки тел вывезли, я думаю, на еврейское кладбище и там похоронили.

На этом пустыре до 1950 года были огороды жителей Емильчино, в том числе и наш.

No Comments

Post A Comment