Главная » Eмильчино » Емильчино в Волынской губернии

Автор: · Дата: 6 октября 2009 · 17 комментариев

Алекс Копельберг (Израиль)

Эмильчино в Волынской губернии

Вся  информация,  помещенная  на  данной  странице,  исследования  является результатом  исследования   Александра Копельберга,  который поделился своими воспоминаниями и информацией, добытой в беседах с родственниками, выросшими в Эмильчино и Степановке (еще одном местечке Эмильчинского района Житомирской области

Посвящается моим покойным и здравствующим родственникам . Особую  благодарность выражаю Этл Хазиной (девичья фамилия – Урман)

Это   название   маленького   «штетла»  /»местечка»/   памятно   мне  с   самого  раннего детства.  Эмильчино расположено  на западе современной  Житомирской области. Там прошли  мои первые  девять  лет жизни,  там  я  пошел  в первый  класс,  где  научился читать и писать.  Корни моей семьи  тоже из этих мест,  здесь похоронены  мои родственники , умершие или убитые во время войны.

Местечко  находится  в 40 минутах езды от Новоград — Волынского (в направлении на северо — запад,  в 154  километрах   от  областного  центра — г. Житомира.  Сегодня  оно больше напоминает большое украинское село, не имеющее ничего общего с евреями, а всего  каких — нибудь  50  лет  назад  здесь  проживало  значительное  число  еврейских семей и до настояшего времени сохранилось двухэтажное здание бывшей синагоги (но в ней уже никто не молится ).

Многие   эмильчинские   евреи  эмигрировали  за  границу,   часть  переехала  в  другие районы бывшего  СССР  или  Украины,  и может быть,  пара — тройка  семей   осталась бледным напоминанием о прежнем еврейском  Эмильчино.

Мой  рассказ  не  претендует  на  роль исчерпывающего исторического исследования, а является  всего  лишь попыткой  создать небольшой мемориальный уголок  тем, кого с нами уже нет…

Название  «Эмильчино» звучит по — разному  на разных  языках : «Межиричка» (прежнее название), «Мильчин» (идиш), «Йемельчено» (немецкий), «Йемильчина»(на венгерском), «Эмильчино» ( русский),  «Емильчине» (украинском).

Эмильчино расположено на берегах р. Уборть. Согласно последним данным его население составляет 3 — 4 тысячи человек, в то время как в 20 -х -30 -х годах оно равнялось 10 тысячам.

До Великой Отечественной войны большинство жителей составляли евреи.  Энциклопедия Брокгауза и Эфрона относит первое упоминание о нем к 1897 году.

До  революции  1917 года   Эмильчино входило   в Новоград — Волынскый («Звягел»ь,  на  идиш – «Зхвиль») уезд,  до которого было около   40 верст.   В концу  19 века в местечке насчитывалось  около   1000  жителей  (34 двора),  здесь действовал  чугунно — литейный заводик, а сама местность славилась плантациями хмеля(1) , кроме этого местные жители трудились на суконной фабрике и льнозаводе.

Вся  эта территория принадлежала графу Владимиру Александровичу Уварову.  Многие населенные пункты округи  были названы в честь его детей, так , например,  Эмильчино было названо в честь дочери  Эмилии, Степановка (в честь сына Степана), Андреевичи (сына Андрея),  Варваровка (дочери  Варвары),  Паранино ( дочери Парани) и т. д.     Его   усадьба (не   существующая  сегодня)  была расположена   на  улице,   ведущей  в   с. Середы.

Эзра УРМАН , отец тети моего отца,  Этл УРМАН (в замужестве ХАЗИНОЙ),   служил у графа портным.

Существует  много легенд  и рассказов  о семействе  Уварова, которые поведала мне тетя  Этя, вот лишь некоторые из них.

Тетя моего отца  Этл ХАЗИНА вспомнила, что дочь графа, Параня,  служила фрейлиной   при царском дворе в  Санкт -Петербурге, где влюбилась в одного из членов императорской фамилии.  Но завистники отравили ее, и похороны состоялись в Эмильчино, местные евреи  в  знак  уважения и,  выражая   свое сочувствие  семейству  Уваровых,  соорудили  деревянную арку, через которую и проходила похоронная процессия.

Еще одна  романтическая история  связана  с Сергеем Уваровым, влюбившимся  в дочь  одного  из графских арендаторов,  но здесь любовной  связи  был быстро положен конец  (арендатору  и  его  семейству  было  рекомендовано  не появляться  при  дворе,  а самого Сергея отправили в Киев, где он вскоре женился на дочери одного из фабрикантов).

Мой прадед  Ушер КОПЕЛЬБЕРГ был одним из арендаторов у графа Уварова и однажды выиграл  судебное дело. Родственники рассказывали  мне, что однажды он сдал весь урожай под честное слово некоему Фельдману, который позднее отказался признать факт сдачи  зерна  (письменного  документа  не было  в наличии).  Тогда Ушер подал  в суд на графа Уварова и, предъявив свидетелей, выиграл дело.

Один  из  моих  родственников,  Александр  Ярошевский,  был в Житомирским архиве (в 2000 г.)  и поинтересовался  у  работников этого учреждения  сохранились  ли  судебные  дела  дореволюционного  периода.  Ответ  был  положительным,  но  поскольку у него не оставалось времени (дела надо было самостоятельно просматривать в читальном зале, на      что  бы ушла  уйма  времени ) перед репатриацией  в Израиль,  то все осталось пока без изменений.

Уваровы  проживали  летом  в Эмильчино,  а зимой в Санкт — Петербурге.  Граф пожертвовал средства  на сооружение церкви (уничтоженной  в 30-х годах  при коммунистическом режиме). Он выделили деньги на разбивку парка,  сохранившегося частично и по сей  день (некоторые местные жители вспоминали, что в 20 -30-х гг. там находилась цистерна,    в которой  смывали  позолоту с икон,  пополняя  т. о.  золотом  фонд государства.)  Граф скончался до революции 1917 года и похоронен на христианском кладбище Эмильчино.

Еврейские семьи, проживавшие  в местечке, владели  не только языком идиш, но и украинским,  иногда русским,  и даже чешским, немецким,  польским  и сербским языками: в  окрестностях местечка находились села, в которых проживали представители различных национальностей. Многие из них позднее уехали,  а часть (как,  например, немцы)  были депортированы в 1939 г.на Урал и в Казахстан.

Во время гражданской войны местечко неоднократно подвергалось погромам и бесчинствам  со стороны всевозможных банд,  один из погромов произошел в Эмильчино в апреле 1919  года  (его  осуществили  части  петлюровской  армии,  отступавшие из   Олевска на Новоград-Волынский) (2).

В 1920 году местечко подверглось нашествию белополяков.

У эмильчинских евреев был свой «хедер», двухэтажная синагога (позднее, в годы Советской власти, превращенная в кинотеатр, киномехаником в довоенный период был КАГАНОВСКИЙ).

В 20-30-х гг. многие местные жители потянулись в Крым, где Советская власть организовывала еврейские колхозы (разогнанные ею же  в 30-х гг.).

После гражданской войны  власти открыли  в Эмильчино еврейскую семилетку (преподавание велось на идиш), директором которой был назначен Михаил Бенционович БРАЙМАН. Она располагалась возле райкома партии. Ученики изучали различные учебные предметы:  Тору, математику, идиш, украинский,  русский  и немецкий языки,  историю, игру  в шахматы  и на скрипке,  физкультуру ( в 30 -х годах  были очень популярны   так называемые «пирамиды»).

Ежегодно  на  праздники  1-го  мая и  7-го ноября в райцентре проходили демонстрации, в которых принимали участие учащиеся школ и учителя.

В  1937 г. еврейская школа  была закрыта, жена директора  арестована (начался «большой террор» 1937 — 1938 гг.).  Еврейскую школу превратили  в русскую семилетку, поскольку Эмильчино являлось пограничным городком на границе с Польшей, там постоянно располагался военный гарнизон (огражденный забором), большинство военных были русскими, поэтому властям решение о создании русской семилетки представлялось логичным.

Моя родственница –  Этя  ХАЗИНА ( УРМАН)  вспоминает,  что в 1970,  1975 и  1980 гг. бывшие выпускники и ученики еврейской школы встречались в Киеве с бывшим директором. Вскоре после встречи 1980 года, директор БРАЙМАН скончался.

Во время Великой Отечественной войны местные евреи (те, кто не успел эвакуироваться) были убиты фашистами. Согласно информации, размещенной в Интернете, массовое захоронение расположено по улице Воровского.

После  освобождения  от нацистов,  началось возвращение  еврейских  семей.   Но  те,  кто возвращался  все еще должны были остерегаться (на  этот  раз  недобитков –  пособников оккупантов,   бродивших в окрестных лесах вплоть до начала 50- х гг.)

В  1950  — 1960 — х  гг.  в  Эмильчино  все  еще  проживала значительная еврейская община   (около 30 — 40 %  местных  жителей  составляли  евреи). Многие из них работали врачами, учителями, кустарями-одиночками.

Посещая своих родственников, я часто слышал украинский идиш,  на котором они общались между собой ( это была непередаваемая смесь украинского и  идиша,  причем порой первый язык преобладал над вторым).

В райцентре работали кинотеатр, летняя танцплощадка, дворец культуры, дворец пионеров.  Жители часто ходили  друг к другу в гости, поскольку первые телевизоры появились  в Эмильчино только в середине 60-х гг. Просмотр телепередач был своего рода событием,      наша семья часто ходила к моей первой учительнице Симе Самойловне ВАЛЬДМАН,  и вместе с другими знакомыми и соседями проводила вечера, общаясь, обсуждая увиденное   и угощаясь снедью, собранной в складчину.

Так как у многих были собственные дома с садиком, то на столы, стоявшие прямо во дворе ставили тарелки с клубникой, малиной, крыжовником, сотовым медом, черной смородиной. Ну а осенью главным угощением становилась картошка.

В те годы только несколько центральных улиц  были покрыты  асфальтом, остальные – в лучшем  случае  были  вымощены булыжником.  Главным  местом  встреч и расставаний  была, конечно же, автостанция, откуда отправлялись автобусы  на Житомир, Коростень, Новоград-Волынский, Бердичев (раз в день) и окрестные села.

Ближайшие ж/д  станции находились на  станции Яблонец (в 12 километрах) и на «33 — м километре» (скорее всего это был полустанок по дороге на Олевск).

В последний раз я был в Эмильчино в 1987 году. Через четыре года мы уехали в Израиль.

(1) Словарь Брокгауза и Эфрона.
(2)  Книга о еврейских погромах на Украине 1919 года (издана в Берлине  в 1921 году) Автор – Гусев-Оренбургский.


О. Гусев — Оренбургский/ Книга о еврейских погромах на Украине в 1919 г.
Составлена по официальным документам, докладам с мест и пострадавших.
Редакция и послесловие М. Горького. Издательство З. И. Гржебина Петербург — Берлин  1921 г.

1919 г. апрель.  Апрельские погромы относительно немногочисленны. В этом месяце разыгралась главным образом деятельность Струка, орудовавшего в Чернобыльском уезде… Разгромлено местечко Эмильчино группой Петлюровцев, отступавших от Олевска на Новоград-Волынск.


Емильчино – информация из сети Интернет

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/039/39199.htm
Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами. — Емильчин
Емильчин (Эмильчин) — село Волынской губернии, Новоградволынского уезда, при реке Уборти, в 40 верстах от уездного города; жителей около 1000, дворов 134. Вблизи чугунолитейный завод, на котором выплавлено в 1890 г. чугуна в штыках 8804 пуда, в отливках — 5585 пудов.

Большая еврейская энциклопедия
Емильчино, поселок городского типа (с 1957), районный центр в Житомирской области (Украина).
Известно с 1585, входило в состав Речи Посполитой. С 1793 — в составе Российской империи. В 19 — начале 20 в. — село Новоград-Вольнского уезда Волынской губернии.
В 1897 в Емильчино проживало 1049 евреев (42,3%), в 1926 — 1383 (38,3%), в 1939 — 1115 (21%), в 1989 — 77 евреев (0,9%).       Основные занятия евреев в 19 — нач. 20 в.-мелочная торговля и различные ремесла. В годы Гражданской войны еврейское население Емильчино страдало от погромов, грабежей и эпидемий. В апреле 1919 войска Директории учинили в Емильчино погром.
В начале июля 1941 Емильчино было оккупировано германскими войсками, которые в августе расстреляли 38 евреев, остальное еврейское население уничтожено в сентябре 1941. В ноябре — декабре 1943 партизаны соединения генерала М.И.Наумова, в рядах которого сражалось много евреев, освободили Емильчино и 22 дня удерживали его.
В 1999 в Емильчино проживало около 30 евреев.
В Емильчино родился Н.М.Тихий.

http://starocie.waw.pl
Рубрика: «История европейского искусства. Другие менее известные фабрики»
Емильчин, 1820-1852

На Волыни в местечке Емилчин с 1820 по 1852 годы стояла фабрика фарфора, открытая Сергеем Уваровым, наместником царской усадьбы. На емильчинской фабрике производили дешевые фарфоровые сосуды для повседневного пользования.
В течение 32 лет своей деятельности, изысканий она не записала в историю  больших  достижении.
Изделия, как правило, имели обыкновенные формы, а  роспись продукции ограничивалась скромными  узорами  без нанесения позолоты. Характерная наносимая роспись имеала обычно красный цвет.

http://cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/039/39199.htm
Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами. — Емильчин
Емильчин (Эмильчин) — село Волынской губернии, Новоградволынского уезда, при реке Уборти, в 40 верстах от уездного города; жителей около 1000, дворов 134. Вблизи чугунолитейный завод, на котором выплавлено в 1890 г. чугуна в штыках 8804 пуда, в отливках — 5585 пудов.

http://zito.mvs.gov.ua/information/dop/emilchyno_d.htm
Емильчино (до конца XIX века — Межиричка) впервые вспоминается в актовых Житомирских городских книгах под 1585 годом как поместье К. Острозького, и находилось оно под властью благородной Польши. После воссоединения Правобережной Украины с Россией Емильчино с 1796 года стало местечком Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. С 1923 года Емильчино стало административным центром одного из наибольших полесских районов — Емильчинского.

http://litopys.org.ua/ohdruk/ohd22.htm
Межириччя (Межиричка) — прежнее название (до конца XIX ст.) смт. Емильчине, теперь районный центр на Житомирщине.

Рубрика: Eмильчино · Запись имеет метки: , , ,  

Рекомендую еще почитать:

Оставить комментарий или два

Ответьте:

Комментарии

  1. 8
    Екатерина:

    Я исследую род Уваровых и хочу сразу сделать акцент ТОЛЬКО ВЕТВЬ СЕРГЕЯ СЕМЕНОВИЧА УВАРОВА была титулована в 1846 году с нисходящим потомством. Волыно-веневская ветвь генерала Федора Петровича Уварова к которой относится и Аполлон Иванович и его семейство титула не имела, ровно как и рязанская ветвь пропавшего в 1827 г. камергера Федора Александровича Уварова-Черного. Остальное действительно требует архивных уточнений. Однако воспоминания рассматривать стоит так же.

  2. 7
    Семёнов Леонид:

    Алексу Копельбергу.В моей памяти сохранился рассказ моего дедушки Семёнова Григория Фёдоровича с.Нитино о их дружбе с емильчинскими евреями.В частности как была сохранена жизнь его семьи в голодном 1932г одним слепым евреем.Пытался разыскать его потомков мало что получилось.Если Вам это интересно-готов рассказать.

    • 7.1
      Семенову Леониду:

      Уважаемый Леонид!

      Заранее благодарен.

      Александр Копельберг

      • 7.1.1
        Семёнов Леонид:

        Мои родители Семёнов Иван Григорьевич (1922) и Семёнова (Дрощинская) Ольга Васильевна (1926) хорошо были знакомы с Бронеславой Семёновной Шаргель (Гуртфенкель) (1922).В 2007г подружился с ней и я.История о слепом Пине(так его звали в селе)была перессказана ей.Она рассказала,что она его хорошо знала как Сингур Пиня.У него было два сына.Одного звали Казимир,а вот второго не помню (запись утеряна).Как я писал ранее ,мой дедушка Семёнов Григорий Фёдорович и его брат Филипп дружили с Пиней. По субботам Пиня приходил с Эмильчино к дедушке в баню.Зимой 1932-33гг закончились все припасы(корова была но не доилась).В очередной раз по приходу Пини дедушка говорит-«Пиня пропадаем ,уже дети начали пухнуть(на то время было 6).В ответ-«дурак ты Гришка.Приди я тебе дам зерна».Таким образом дожили до весны.С этой историей я с Бронеславой Семёновной заезжали к дедушкиной племяннице Ирины Филипповны(1921).Она подтвердила,что Пиня приносил зерно и им в аккуратных мешочках.На что Бронеслава Семёновна сказала ,что это зерно из ТОРГСИНА.Он его покупал и делился.Хотя зерно поставлялось в Союз от еврейского общества США как помощь. Если Вам удасться отыскать потомков Пини Сингур-буду очень благодарен.С уважением Леонид.

        • 7.1.1.1

          спасибо вам за эту интересную бесценную историю

          • 7.1.1.1.1
            Семёнов Леонид:

            Алекс.Прошу прощения за беспокойство.Вернулся с Емильчино (Нитино).Нашлась запись на клочке почтового конверта которую я сделал 8 лет назад общаясь с Бронеславой Шимоновной (Семёновной) Шаргель-Гуртфенгель.Человека ( который остаётся в благодарной памяти нашего рода) зовут Кройз Пиня Синегур.У него было два сына-Ицык и Иссак.Если отзовутся потомки этих Людей -буду Вам всем благодарен.

  3. 6
    Александр:

    Уважаемый Залман!

    Я внимательно ознакомился с комментариями к данной статье.
    Информацию , которую я предоставил, была основана на воспоминаниях моей пожилой родственницы, а она, в свою очередь, полагалась на рассказы своего отца Эзры Урмана, который был портным в Эмильчино, и которому,удалось бывать в усадьбе графа Уварова.
    Главной целью моего рассказа было сохранить воспоминание об одном из тысяч исчезнувших еврейских местечек Украины, а не жизнеописание графа Уварова и его семьи. Просто так совпало, что в тот период жизнь евреев переплеталась очень тесно с жизнью их соседей,поэтому и об Уварове тетя рассказывала вспоминая о своем отце.
    Да, я пытался через своих знакомых на Украине раздобыть архивные материлы об Эмильчино дореволюционного периода, но, к сожалению, на их обращения в ГАЖО, ответ был отрицательным( » архивы не сохранились»), как я теперь понимаю никто их просто не искали.
    Я буду весьма признателен тем,кто сумеет добавить новую информацию об Эмильчино и его ушедших в иной мир обитателях.

    С уважением , Алекс Копельберг.

  4. 5
    всеволод:

    я не вижу смысла вступать по интересующему вас вопросу в заочную дискуссию

  5. 4
    всеволод:

    несуществующих моментов биографии членов Рода Уваровых, упомянутых в прокомментированной мною публикации, столько, что тратить время на разбор их всех несерьёзно. Рекомендую ознакомиться с книгой Лакизюк В.П., «Полонез над вічністю», К., 2010. Там, в частности, можно познакомиться с истинной историей женитьбы графа Сергея Аполлоновича на княжне Яшвиль, а не на мифической дочери киевского фабриканта.

  6. 3
    Семёнов Леонид:

    Рассказ Варвары Антоновны Логвиновой (Кузько)(1878-1972).Служила в Уваровых при кухне. Дочь Уварова Сергея Аполлоновича служила
    фрейлиной при императрице и была очень красивой. На одном из балов в неё влюбился
    жених родственницы (сестры) императора которая была некрасивой. Он на невесту
    перестал обращать внимания и не смотрел в её сторону. Жених был с Голландии и был толи голландец,
    толи немец. Была отравлена. Хоронили в Эмильчино. На похоронах было много людей. Данная история изучаеться.След ведёт в Нидерланды к правнуку Анны Павловны Романовой (Королева Нидерландов).Вскоре после смерти Анны Сергеевны Уваровой Бернхард-Генрих (1878-1900) покончил с собой.Анну Сергеевну могли в Эмильчино называть Параней.Родилась на свят.Параскеву.

  7. 2
    всеволод:

    вся информация, приведенная здесь относительно лиц рода Уваровых — полностью ошибочна и ни в коей мере не отвечает действительной. она просто выдумана, от начала и до конца.

    • 2.1

      Здравствуйте Всеволод! Какая по вашему мнению была ошибочная информация об Уваровых. И какая будет достоверной?

  8. 1
    Леонид Семенов:

    Размышления .Вероятнее Параня перепутана с Анной Сергеевной Уваровой 23.03.1878-31.12.1899 Состояние отца?

    Едет в Петербург на разборки и умирает.Сергей Аполлонович Уваров 15.04.1847-21.12.1900(надписи на надгробиях в Емильчино).

    Параня- сестра или дочь Аполлона Ивановича Уварова (владеет Емильчином с 1832г)

    • 1.1
      Николай:

      Поддерживаю Всеволода. Относительно Уваровых в статье написана полная чушь. Достоверная информация только в архивных документах . И то бывают случаи, когда и там допускались ошибки. Человеческих фактор присутствовал во всякое время. Это аксиома.

      • 1.1.1

        Господа, я так понимаю, что претензия к Алексу Копельбергу, к его статье и в частности к упоминанию Уварова в контексте истории Эмильчино.
        Я еще раз призываю, если вы располагаете иными сведениями, которые я бы смог внести в эту статью об Уваровых и Эмильчино — напишите здесь об этом. Говорить, что все, что написал Алекс — это «полная чушь» и не предоставить иную «достоверную» информацию — это некорректно ;-)).
        Так что жду от вас «правдивости» и аргументации 😉

        • 1.1.1.1
          Инна Брайман:

          Здравствуйте Зяма!

          Я наткнулась на вашу статью в связи с тем, что мои предки родом из Эмильчино. Дедушку звали Брайман Бен-Цион Аронович, а бабушка Аделия Ионовна Сегал (в замужестве Брайман). В статье промелькнула фамилия Брайман Михаил Бенционович, который стал директором еврейской школы в Эмильчино. Так как раённый центр был небольшой, то я могу предположить, что фамилия Брайман могла принадлежать к определённой семье, а особенно имя Бенцион возможно передавалось в семье из поколения в поколение. Скажите пожалуйста, есть ли возможность как-то связаться с потомками этого Михаила Бенционовича Брайман.
          Дело в том, что сам дедушка — Бенцион жил в Олевске и в 1937 году был арестован сталинским режимом. Больше мы о нём ничего не знали и не слышали. А вот перед самой войной моя бабушка отправила своего сына Лёню (Ейне) Брайман к своим родителям — Хане и Йоне Сегалам. Когда фашисты захватили Эмильчино и расстреливали стариков — соседи видели среди расстрелянных Хану и Йону — а вот мальчика (внука) среди них не было. Всю свою жизнь бабушка Аделия и моя мама Светлана (София), которой не стало в прошлом месяце, разыскивали какиеи-то следы о последних днях её брата. Трудно сказать, что и кого можно было бы найти и что узнать, но если такая возможность есть — пожалуйста свяжитесь со мной — было бы интересно продолжить этот поиск. Кто знает, а вдруг нашлись бы родственники?,,,,,,,,,,,,,,,,,,

          С уважением, Инна Брайман

подтвердить родство, документы подтверждающие родство, установить родство   кантонист пантофель старинные карты картография генеалогия kamenny brod Коростень perelmiter schydlower shidlower ревизские сказки хевра кадиша еврейские фамилии идиш архивы Украины старинные фотографии еврейские имена мацевы гетто еврейская генеалогия перепись населения евреи фаянсовый завод Зусмана реббе шидловер пинхасик шоа иудаизм фото Каменный брод звил хасидизм клецк списки погибших в погромах шкляр слуцк холокост каменнобродский завод резник Ушомир история евреев Барановская фарфоровая фабрика погром новоград-волынский погром в Каменном броде Eмильчино Фельдман барановка каменный брод лангер перельмутер