Барановка

Арье Блувштейн (Иерусалим)

Глава из книги Звил. Изд. Тел-Авив.1957, 1962 гг.

Перевод на рус. Леонид Коган (Германия) стр. 242

Ещё 200 лет назад, когда немногочисленные украинцы занимались здесь, главным образом, выгоном мелкого рогатого скота, местечко называлось Барановцы (от слова «бараны»). Это название было изменено на Барановку польской помещицей Юзефовой, которая построила здесь фарфоровый завод, что привело к поселению в местечке нескольких евреев из Польши и Галиции. Пока не была построена железная дорога Шепетовка – Новоград-Волынск (Звягель), Барановка служила промежуточной станцией на дороге между Полонным и уездным городом Звягелем, а также местом ночлега и отдыха для верениц экипажей и проезжавших.

Когда была проложена новая железная дорога, движение совершенно прекратилось, и местечко было изолировано. Но это не повлияло на его экономическую и культурную жизнь. Его жители, примерно 300 семей, зарабатывали, главным образом, на торговле и ремесле и лишь немногие из них работали на фарфоровом заводе. Обладая энергией и коммерческим чувством, многим евреям удавалось установить торговые связи со многими центрами Украины и Польши, куда они вывозили товары местного производства: фарфоровую посуду и стекло, древесину, стулья и т.д. Это способствовало улучшению экономической жизни в местечке.

Власть в местечке была в руках пана, который составил план застройки немногих улиц по примеру большого города. Следствием этого является красивый облик местечка, расположенного на берегах Случи и отличавшегося своим великолепием. Его жители гордились этим, вели тихую безмятежную жизнь и были преданны друг другу как члены одной большой семьи.

Немногие из местечковых изучали Тору, так как большинство их было погружено в заботы повседневного заработка. Несмотря на это, Барановка отличалась большими интеллектуальными силами. И сейчас в разных странах можно найти немало выходцев из местечка среди специалистов во всех отраслях науки. Стремление к просвещению среди молодёжи началось, главным образом, в конце ХIХ века и охватывало также тех, кто не имел денежных средств. Энергичная молодёжь начала уезжать в большие города, главным образом в Одессу, и со временем возникло поколение просвещённых и разных специалистов: писатели, учителя, врачи, адвокаты. 

Особенно отличился Ихил Равребе* – сын р.Шимона Равребе, шойхета и контроллёра, который, находясь в бес-медреше, сумел выучить в совершенстве шесть языков. Многие из этих просвещённых не находили места в местечке и рассеивались по городам России, а также уезжали за границу. Глава общины Детройта журналист д-р Шмарье Клейнман и управляющий известным банком в Кливленде г-н Мойше Гузман – выходцы из Барановки. Некоторые добрались также до Эрец-Исраэль и занимались там земледелием, административными работами и т.п.

Из видных людей, служивших на благо жителей и разных учреждений, следует отметить Боруха Шумахера блаженной памяти – старосту общины, уроженца Звягеля, Шахнэ Гринфельда, который был также делегатом сионистской конференции в Ленинграде, раввина Шмуля Маргуляна и ребе р.Шмуля Блувштейна блаженной памяти. Эти люди не жалели своего времени и энергии и создавали разные учреждения взаимопомощи, например, ссудо-сберегательное товарищество, общество взаимного кредита, общество пособия бедным и больным евреям, еврейскую больницу, современную ивритскую школу и др. И в национальной работе выделялась Барановка, служившая для близких поселений центром сионистской деятельности.

В первую мировую войну и особенно после октябрьской революции начался большой по масштабам отток в большие города России. Петлюровские погромы привели к также к эмиграции за границу. Петлюровцы замышляли истребить еврейское население. 7 тамуза 5680 г. они собрали всех мужчин в Большую синагогу и сообщили им, что сожгут вместе со зданием, как это делали в других местах. Вся толпа сжалась от испуга. И вдруг Ицхок Файерберг (теперь в Аргентине) открыл орн-койдеш и взволнованно обратился к убийцам. Ему удалось повлиять на них. Получив вознаграждение, убийцы успокоились, а евреи были спасены.

В 1917-20 гг. в местечке возникло национально-культурное движение. Партия «Цеирей Цион», организованная после революции, работала с большой энергией. Проводились лекции, и среди докладчиков был Менахем Рибалов* блаженной памяти, д-р Пинес и поэт Ицхок Ламдан* блаженной памяти, которые приезжали к нам из Звягеля. Две библиотеки были в местечке, и в них много книг на иврите и идиш. Местные активисты участвовали в работе уездной конференции в Звягеле и сионистской конференции в Ленинграде.

Но с переменами, произошедшими в России вследствие октябрьской революции, все эти учреждения исчезли. Вместо них правительство создало новые организации с очевидным большевистским направлением. Завершился прекрасный период кипучей интересной жизни. Население понемногу привыкало к переменам. Злодейский нацистский режим уничтожил жестоким образом всё местечко и стёр его с лица земли.

No Comments

Post A Comment